ДООП Пескография

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271
Главная ул., д. 28-а, Екатеринбург, 620061
тел. +7 (343) 252 – 71 – 24, факс +7 (343) 252 – 73 – 19, e-mail: mdou271@eduekb.ru сайт:
www.271.tvoysadik.ru
ОКПО 51830039 ОГРН 1026605414923 ИНН/КПП 6662109473/668501001

Принято
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад
комбинированного вида № 271
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.

Утверждаю
Заведующий МБДОУ-детский
сад комбинированного
вида № 271
__________С.Ж. Анташян
«30» августа 2023 г.
Приказ № 153

Дополнительная общеразвивающая программа «Пескография»
cоциально-педагогической направленности
Срок реализации 1 год

Разработчик:
Педагог-психолог Шашикян Т.Е.

Екатеринбург, 2023
2

Содержание
I

II

III

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
1.1.2.Принципы и подходы к организации реализации программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 2 –
7 лет
1.2. Планируемые результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности
2.2. Календарно-тематическое планирование
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
3.2. Сроки реализации программы

3

3
3
5
6
8

17
18
18
19
21
21
21

I Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

Период дошкольного детства является периодом интенсивного развития ребенка. В
качестве важнейшего условия гармонического развития личности А.С.Выготский называл
единство формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребенка: «Под
влиянием эмоций качественно по-новому проявляется и внимание, и мышление, и речь,
усиливается конкуренция мотивов, совершенствуется механизм эмоциональной коррекции поведения». Особенности личностного развития в эмоционально-волевой и социальной сферах могут существенно ограничивать возможности ребенка как в развитии познавательной и эмоциональной сфер, так и в развитии речевых функций.
Наши дети живут в условиях многочисленных ограничений. Мы, взрослые, решаем, что можно, а что нельзя. И так и должно быть. Затем будет школа, где еще сильнее
укрепится директив по отношению к личности ребенка, затем появятся взрослые социальные институты.… Это очень хорошо, это необходимо для его развития, для жизни в обществе, для сильной воли. Но полезно это будет при одном «но» – если наряду с ограничениями и правилами будет место, где ребенок сможет позволить себе просто быть: быть собой, быть творческим, мечтать, фантазировать, создавать! Именно такое сочетание приведет к тому, что вырастет творческая личность, способная искать и находить выходы из
любых ситуаций, верить в свои силы, опираться на себя, ценить свое мнение, знать, что
чудеса случаются… человек, не боящийся быть счастливым!
Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам,
неврозам, замыканию в себе. Такое пространство, в котором дети могут выразить в самой
естественной для них форме (игре) свои страхи, желания, обиды, сомнения и злость, волнения и мечты – предоставляет детям волшебница-песочница. Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может
построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения,
развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ
научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Детям часто трудно выразить
правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая,
рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Пескография развивает сенсорно-перцептивную сферу, раскрывает творческий потенциал, формирует коммуникативные навыки. Хорошо известна практика рисования для
развития мелкой моторики рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами
сознания, как внимание, мышление, оптико - пространственное восприятие, воображение,
наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Пескография является одним из направлений арт-терапии. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру ребенка. При создании тех
или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. Акцент
на занятиях делается не на «правильное» рисование, а на самовыражении, выплеске негативных эмоций, получении моря положительных эмоций, развитии уверенности в себе.
4

Сухой песок можно использовать в песочной анимации, дошкольник сможет проявить свои художественные таланты. При помощи песочной анимации в работе с детьми
дошкольного возраста, психолог детского дошкольного учреждения может спокойно распознать имеющиеся проблемы каждого из детей, так как рисунки на песке являются подсознательно всплывающими образами ребёнка.
Кинетический или живой песок (материал, который движется) – это смесь силиконовой составляющей и обычного кварцевого песка. Игра с этим материалом способствует
развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности, творческого воображения,
концентрации внимания. Манипуляции с кинетическим песком так же оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка.
Песочная терапия для детей может стать лекарством от ряда заболеваний, помощником в решении затруднительных вопросов, оказать благотворное влияние на их психоэмоциональное состояние. Она раскрывает скрытые потенциалы ребёнка и корректирует дефекты развития.
Рисунки ребенка на песке не могут быть просто произвольными, в них скрываются
страхи, переживания, конфликты и другие эмоциональные всплески. У детей это выявляется намного легче, так как находится на поверхности сознания, нежели у взрослых. У
взрослых людей всё гораздо сложнее, психические и психологические проблемы находятся глубже.
Сегодня игра с песком становится все более популярной. Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду. Сейчас все большее распространение и популярность набирают особый метод арт-терапии и пескотерапии – это метод «SandArt».
«SandArt» или песочная анимация - это новый вид изобразительного искусства, зародившийся только в 70-х годах ХХ века. Сейчас психологи активно изучают возможности
применения песочной анимации в рамках психологической практики. И уже есть первые
исследования и результаты работы по программам, в основе которых лежит использование метода песочной анимации. Работа с песком успокаивает (особенно тревожных и гиперактивных детей) - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по развитию
эмоционально-волевой, познавательной и социально-коммуникативной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка разработана в соответствии:
•
с Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 г. № 06 -1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
•
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ» Министерства образования и науки
России Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт
развития образования» и является программой социально-педагогической направленности.
Адресат программы – программа разработана для детей 2-7 лет.
Продолжительность реализации программы – учебная программа рассчитана на
1 учебный год.
Общее количество учебных часов – программа рассчитана на 36 недель в год.
Форма обучения – очная.
Форма организации занятий – подгрупповая. Но упражнения рассчитаны на
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к развитию детей с

5

разным уровнем подготовки и разными способностями. Наполняемость подгруппы – 7 человек, состав группы – переменный.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности: для детей от 2 до
4 лет - не более 15 минут, для детей 4-5 лет – не более 20 минут, для детей 5-6 лет не более
25 мин., для детей 6-7 лет не более 30 мин.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает интеграцию методов арт-терапии с приемами песочного рисования. Это возможно благодаря тому, что данная техника направлена на:
•
общее развитие ребенка, а не сообщение ему суммы знаний
•
создание благоприятной творческой атмосфере на занятиях
•
стимулировании активности и самостоятельности дошкольников.
Инновационная психолого-педагогическая технология - песочная анимация расширяет и дополняет «Образовательную программу дошкольного образования «Мозаика» /
авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева. — 2-е изд. – М.: ООО
«Русское слово — учебник», 2017. — 528 с. — (ФГОС ДО. Программно-методический
комплекс «Мозаичный ПАРК»),
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Цель: развитие эмоционально-волевой, познавательной
и социальнокоммуникативной сфер детей дошкольного возраста с использованием песка, через формирование психологической защищенности и внутренней эмоциональной раскрепощенности.
Задачи:
Образовательные:
•
побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания
•
закрепление определенных знаний о себе и об окружающем мире
•
развитие речевой активности, словарного запаса
•
совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства
•
развивать тактильную чувствительность
Развивающие:
•
стабилизировать эмоциональное состояние ребенка
•
способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью
совместной игровой деятельности
•
развивать фантазию и образное мышление
•
развивать навыки социального поведения
•
вызвать состояние покоя, чувство уверенности в себе, защищенности и возможности побыть самим собой
Воспитательные:
•
способствовать проявлению эмпатии
•
формировать позитивное отношение к своему «Я»
•
формировать позитивное отношение к сверстникам.
Игровая деятельность:
•
формировать желание действовать с песком, развивать игровые умения с
ним
6

•
побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действии
•
учить детей разыгрывать не сложные сюжеты на песочном столе
•
воспитывать творческую самостоятельность
Эмоционально – волевая сфера:
•
стабилизировать эмоциональное состояние ребенка
•
развивать уверенность ребенка в своих силах, формировать положительную
и адекватную самооценку ребенка
•
способствовать возникновению положительных эмоций
•
побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания
Социально-коммуникативная сфера:
•
формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам
•
развивать навыки социального поведения самостоятельного разрешения
конфликтов
•
совершенствовать умения и навыки практического общения, используя вербальные и невербальные средства
•
способствовать проявлению эмпатии
•
развивать умение слушать и слышать друг друга
Познавательная сфера:
•
развивать мелкую моторику и микромоторику (сенсорную чувствительность
пальцев рук)
•
развивать познавательные психические процессы: ощущение, восприятие,
память, воображение, фантазию и образное мышление
•
развивать зрительно-моторную координацию, свободное владение кистями
обеих рук
•
развивать умение ребенка делиться своими впечатлениями и переживаниями
1.1.2.Принципы и подходы к организации реализации программы
Содержание программы строиться на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, культурно-исторической теории Л.С. Выготского, личностноориентированный подход Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили.
Методологическая основа программы направленная на обучение рисование песком,
основывается на программу «Метод «SandArt». Ресурсы психотерапевтического рисования песком» О.Н. Никитиной и М.В. Сосниной, а также методические указания М. Зейц.
Еще одной теоретической основой программы являются разработки арт-терапевтических
техник и приемов Т.Д. Зенкевич - Евстигнеевой и А.И. Копытина. Для разработки данной
программы также использовались методические материалы программы «Цветиксемицветик» под редакцией Куражевой Н. Ю.
Принципы построения программы:
1. Доступность – тематика занятий подобрана таким образом, что с заданием справляются дети с любым уровнем подготовки. Обучение строится, как игра.
2. Индивидуализация – учитывается особенность ребенка.
3. Системность и последовательность – заключается в непрерывности и планомерности
педагогического процесса, что ведет к выполнению поставленной задачи перед детьми.
7

Наглядность – создается положительный эмоциональный настрой, способствует общению, развитию речи.
Методы:
1. Словесные: объяснение, диалог (диалог педагога и воспитанника, диалог дошкольников друг с другом), рассказ, беседа, консультация.
2. Наглядные: наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты; показ видео презентаций, видео фильмов. демонстрационные материалы проведение занятий с использованием средств искусства: изобразительное искусство: знакомство, изучение, обсуждение; литература (проза, поэзия, устное народное творчество): чтение, прослушивание, обсуждение.
3. Практические: упражнения; выполнение задания (репродуктивный метод); творческие
задания.
4. Игровые: сюрпризные моменты; создание игровых ситуаций. В процессе игры воспитанники учатся общаться, анализировать, выделять главное, излагать свои мысли.
4.

На каждую тему отводится 2 занятия. Первые занятия являются обучающими. Через прямое обучение детей знакомят со свойствами песка, техникой работы с песком и используемыми материалами и средствами. На последующих занятиях умения и навыки
формируют и закрепляют, усложняют (рисовать сразу двумя руками). На занятиях приветствуется проявление творческого самовыражения детей. В конце каждого занятия воспитанники обсуждают и делятся впечатлениями.
Структура занятия
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная (ритуал приветствия, игры –разминки, пальчиковые игры).
Цель – настраивать детей на совместную работу, устанавливать эмоциональный
контакт между детьми. Ритуал «входа» включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, передать по кругу
«волшебный» мячик.
Мотивационное начало занятия: Для активизации познавательного интереса,
поисковой деятельности и внимания маленьких воспитанников педагог во вводной части
занятия обычно использует богатый и разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами: сюрпризный момент - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа (игрушка), любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну. Стихотворения и загадки, игры, познавательные беседы, проблемные ситуации, музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрацию презентаций,
видео или мультипликационных фильмов. Идеи для сюрпризного момента могут быть
разнообразными.
Часть 2. Основная. Начинается с приветствия песка. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Непосредственная работа с песком, игры,
символическое путешествие, задания и упражнения с целью развития эмоциональноволевой, социально-коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
Часть 3. Завершающая (рефлексия, ритуал «выхода»), прощание с песком.
Основные цели: подводить итоги занятия, создать у каждого участника чувства
принадлежности к группе и закреплять положительные эмоции от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Дети символически забирают с собой всё важное, с чем
8

они познакомились во время сказочного путешествия в Песочную страну. Занятие может
закончиться каким-либо традиционным символическим жестом или действием, например,
прикладыванием раскрытой ладошки к сердцу, построением башенки из кулачков - метафоры дружбы и взаимопонимания.
Проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением воспитанников по поводу проведённых игр.
Ориентировочные вопросы для рефлексии: Расскажите, где мы сегодня побывали?
Что вы там делали? Каким был песок? Какое у вас настроение после путешествия,
что нового вы узнали?

1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в
том числе характеристики особенностей развития детей 2 – 7 лет

Особенности развития детей дошкольного возраста
Группа раннего возраста (третий год жизни). Этот возраст отличается быстрым
развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений низкий, что
часто приводит к травмам.
Продолжается интенсивное развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным.
Особенности развития детей дошкольного возраста первой младшей группы (третий год жизни)
Социальная ситуация развития
Ребёнок в системе отношений ещё является центром своей семьи. Начинают включаться и
другие взрослые (персонал детского учреждения). Развивается потребность в общении со
взрослыми и сверстниками. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты. Самооценка ярко эмоционально окрашена. Ребёнок начинает усваивать
нормы поведения, а также различных форм общения. Предметная деятельность всё ещё
остаётся ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности ребёнка. К трём
годам возникает система «Я», включающая представление о своей половой принадлежности, потребность в одобрении, признании («Я хороший») и самостоятельности («Я сам»).
Мышление
Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром.
Совершенствуется восприятие, развивается мышление, подкрепляющееся вопросами познавательного характера. К концу раннего возраста у детей складываются элементарные
представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют действия по образцу,
предлагаемому взрослым.
Восприятие
Восприятие — фундаментальная психическая функция, она составляет центр сознания ребёнка и обеспечивает ориентацию в окружающем. Восприятие развивается в процессе
практических действий, общения, игры.
Речь
9

В раннем возрасте речь развивается быстрыми темпами. Речь становится особым предметом деятельности. Ребёнок может запомнить и воспроизвести стихотворение; пересказать
слышанную от взрослого сказку или рассказ (к трём годам). 15 К трём годам ребёнок обладает большим словарным запасом. В речи появляются предлоги, наречия (над, под, на,
рядом), некоторые союзы (как, потому что, а, и, когда, только). Усложняется структура
речи. Ребёнок начинает пользоваться многословными предложениями, вопросительной и
восклицательной формами, со временем начинает употреблять и сложные придаточные
предложения.
Память
У детей раннего возраста память образная, непроизвольная. Преобладает узнавание, а не
запоминание. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, сопереживает
их героям. Внимание Произвольное внимание ещё не развито, поэтому ребёнку трудно
делать то, что не вызывает интерес, он быстро переключается с одной деятельности на
другую
Внимание
Произвольное внимание ещё не развито, поэтому ребёнку трудно делать то, что не вызывает интерес, он быстро переключается с одной деятельности на другую
Воображение
Главное достижение этого возраста — быстрое развитие воображения, для которого игра
является благоприятной почвой. Это выражается в использовании замещающих действий
и предметов
Эмоциональная сфера
Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы
от одного эмоционального состояния к другому — согласия в капризы, радости в обиду. У
ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера
Развитие самосознания
Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничения свободы.
Отношение со взрослыми
Взрослый является своеобразным проводником в мир людей, природы, вещей. Доброе отношение, доверие, чувство защищённости помогают ребёнку войти в мир.
Отношения со сверстниками
На третьем году начинает складываться общение ребёнка со сверстниками. Ребёнок,
наблюдая за ровесником и подражая его действиям, познаёт себя.
Игровая деятельность
Для ребёнка привлекательны действия взрослых, у него появляется стремление жить
общей жизнью с ними. Ребёнок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним
происходит. Становление процессуальной игры — одна из главных линий развития детей
раннего возраста. На смену разрозненным игровым действиям приходит последовательная
и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, включающая множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с использованием различных
предметов. Усложняется содержание игр с сюжетными игрушками. Ребёнок разыгрывает.
Особенности развития детей дошкольного возраста второй младшей группы (четвёртый год жизни)
10

Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности. Это период овладения социальным пространством человеческих 15 отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения
со сверстниками.
Социальная ситуация развития
Изменяется место ребёнка в системе отношений (ребёнок уже не является центром своей
семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм
общения. Ребёнок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес
к телесной конструкции человека.
Мышление
Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты
своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе наглядно-действенного
к четырём годам начинает формироваться наглядно-образное мышление.
Восприятие
В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Дети от
использования пред. эталонов переходят к сенсорным эталонам — культурно выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более форм предметов,
до семи и более цветов, дифференциация предметов по величине, ориентировка в пространстве группы).
Речь
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растёт словарный запас ребёнка. Развивается
грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Память
У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки,
рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребёнка.
Внимание
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном
предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Воображение
На четвёртом году жизни преобладает воссоздающее воображение. Большое значение в
развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного.
Эмоциональная сфера
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение.
Развитие самосознания
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями. Един11

ственная цель ребёнка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и
все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения. Для
ребёнка становится важным его успешность или неуспешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты
своей деятельности.
Отношение со взрослыми
По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция,
которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых. Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым.
Отношения со сверстниками
В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а
затем косвенно контролироваться взрослыми.
Игровая деятельность
Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре
дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в игровых условиях
воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая и исполняя определённую роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя,
пирата — и образцы его действий.
Особенности развития детей дошкольного возраста средней группы
тый год жизни)

(пя-

Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это
один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребёнка,
наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии.
Способ познания
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. На пятом году жизни ребёнок субъект социальных
отношений и игровой деятельности (предмет деятельности взрослый).
Мышление
В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой
непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя
за восприятием.
Восприятие
Продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами
их использования и совершенствование обследования предметов. Восприятие становится
осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Речь
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Поэтому главным вопросом
для ребёнка четырёх лет становится вопрос «почему?».
Память
В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память,
всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер,
формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на
12

её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Внимание
Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Зависимость
внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к деятельности сохраняется. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам в деятельности ребёнка
появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания.
Воображение
Продолжает и активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий
Эмоциональная сфера
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение.
Развитие самосознания
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями. Единственная цель ребёнка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и
все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности, самоутверждения. Для
ребёнка становится важным его успешность или не успешность в делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно оценивать результаты
своей деятельности.
Отношения со сверстниками
Сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми. Наличие конфликтов Недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Игровая деятельность
Дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и
реальных взаимоотношений.

Особенности развития детей дошкольного возраста старшей группы
стой год жизни)

(ше-

В этот возрастной период происходит смена периодов вытяжения (с набором длины
тела) и округления (с накоплением массы тела) волнообразно (у мальчиков и девочек) и
рассогласована у детей разных типов конституции.
Произвольность познавательных процессов
В этот период ребёнок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь
научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более
13

чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.
Мышление
Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому)
мышлению приходит лево-полушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. Ребёнок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он
наблюдателен. Произвольность познавательных процессов В этот период ребёнок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.
Восприятие
Продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами
их использования и совершенствование обследования предметов. Восприятие становится
осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Речь
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится
последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. К пяти
годам ребёнок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребёнок бегло
излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в
тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребёнок способен
оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже — у себя.
Память
В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память,
всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер,
формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на
её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Воображение
Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Эмоциональная сфера
Появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, 16 моральные,
эстетические), эстетические чувства (чувство прекрасного, чувство героического), моральные чувства (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы). К шести годам ребёнок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от
посторонних, что не всегда удаётся.
Отношения со взрослыми
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Всё больший интерес ребёнка пяти лет направляется на
сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому
анализу и сравнению со своими собственными. С пяти лет дети твёрдо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят её менять. Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности,
специфические для дошкольника.
Отношения со сверстниками
14

Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что
способствует появлению познавательной мотивации в общении. После пяти лет отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские. Появляются друзья обычно его пола,
с которыми он проводит большую часть времени.
Игровая деятельность
Свои познания ребёнок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он
сможет сделать замысел реальным. Детям доступно распределение ролей до начала игры,
включение в ролевые диалоги. Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдаётся предпочтение спортивным играм. К шести
годам ребёнок практически осваивает большинство необходимых ему навыков: он аккуратен, следит за своим внешним видом, причёской, обувью, одеждой, обслуживает сам себя
и помогает дома по хозяйству.

Особенности развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе
группы (седьмой год жизни)
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии
детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В 6—7 лет ребёнок —
субъект переживания внутренней жизни.
Произвольность познавательных процессов
В этот период ребёнок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь
научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более
чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.
Мышление
Мышление в этом возрасте характеризуется переходом от наглядно-действенного к
наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом
мышления является наглядно-образное с элементами абстрактного. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Восприятие
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное
влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребёнок начинает активно
использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений
между ними.
Внимание
Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В
этом возрасте значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания,
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребёнка к деятельности. Появляются элементы после произвольного внимания.
Память
В 6—7 лет увеличивается объём памяти, что позволяет детям непроизвольно без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети могут самостоя15

тельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший
механический способ запоминания — повторение Произвольность познавательных процессов Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Воображение
Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Эмоциональная сфера
У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
Развитие самосознания
Появляется обобщённое отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис
личности «Я» (соподчинение мотивов). Всё, что имеет отношение к учебной деятельности
(в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание
сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя. О моральных качествах ребёнок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.
Отношения со сверстниками
Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения — активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Игровая деятельность
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые
действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Происходит постепенный переход
от игры как ведущей деятельности к учению

16

1.2. Планируемые результаты освоения программы
Работа по данной программе позволяет достичь следующих результатов:
•
игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает
стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий
эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций
•
дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни
•
песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого
(формирование эмпатии)
•
игры с песком позволяют формировать и развивать познавательный интерес,
способность к логическому мышлению
•
в игре с песком и водой у детей формируются психические процессы: мышление, внимание, память, восприятие, речевые функции
•
на песочном столе создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций, особенно тактильной чувствительности.
Дети осваивают следующие умения и технические приемы:
•
освоение приёмов создания фона (наброс и засыпание)
•
умение выбирать способ рисования (засыпание, на засыпанной поверхности, с
использованием различных материалов, руками, с использованием специальных средств)
•
учет принципов композиции
•
освоение технических приемов: вырисовывание, отпечатывание
•
просеивание, разравнивание, высыпание из кулачка, из щепоти
•
отсечение лишнего, рисование симметрично двумя руками, рисование по трафарету, ватной палочкой, кистью, тонкими деревянными палочками, коктельными освоение
правил поведения при работе с песком и инструментами для рисования
•
доброжелательные отношения между воспитанниками и педагогомпсихологом, как на занятиях, так и за их пределами.
•
трубочками и

17

II Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
При организации образовательного процесса следует учитывать следующие моменты:
•
на фоне занятия может использоваться классическая расслабляющая спокойная
музыка или по настрою ситуации
•
руки необходимо мыть до и после занятия
•
очистку песка от мусора, использованного материала, желательно доверить самим детям, т.к. это дополнительная стимуляция мелкой моторики и воспитание КГН.
При организации рисования песком следующие моменты:
•
если не хватает столов на всех участников, соблюдать очередность при выполнении больших рисунков и узоров, за раз могут рисовать 2-3 ребенка, остальные наблюдают,
рисуют параллельно на белой доске водным маркером (на мольберте мелком) или выбирают
материал
•
доступ к столу должен быть со всех сторон, чтобы ребенок мог выбрать себе
положение относительно полотна самостоятельно.
При организации коммуникативных игр, упражнений на развитие эмоциональноволевой сферы следует учитывать следующие моменты:
•
во время обыгрывания ситуаций необходимо давать высказаться каждому ребенку
•
установки не должны быть директивными
•
при затруднении выполнения задания, либо показать сначала свой вариант, затем предложить ребенку показать свой.
Формы воспитательно-образовательного процесса
•
Индивидуальные игры. Позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка.
•
Групповые игры. Игры с песком направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т.е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Методы и приёмы
Виды познавательных игр в песке:
•
игры на ознакомление с окружающим миром (познаем то, что рядом с нами:
животные, реки, моря, города)
•
фантастические игры (дети рисуют волшебную страну)
Познавательные игры на песке предлагаются детям в виде дидактической сказки через:
•
сенсорные игры (о своих физических и чувственных возможностях, о свойствах вещей и окружающего)
•
пальчиковые игры
•
дидактические навыки (конкретные умения и навыки, развить психические
процессы)

18

•
игры-загадки (развивают саморегуляцию и учат четкому выполнению учебной
задачи).
При этом опора идет на зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие.
Задействованы все анализаторы. Дети не только видят и слышат, а еще и включают «телесную» память, плюс развитие моторики. Важно, что в такой игре дети не ученики, а «герои»
сказки.
2.2.Календарно-тематическое планирование
Месяц

Тема

Кол-во
занятий

Сентябрь

«Знакомство с Песочной страной»

1

«Песочек струится в Песочной стране»

1

«Пятнышки Песочной страны»

2

«Палочки Песочной страны»

2

«Веселое путешествие по Песочной стране (на свобод-

1

ную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Октябрь

«Ладошки Песочной страны»

2

«Волны Песочной страны»

1

«Дождик Песочной страны»

1

«Осень Песочной страны»

2

«Веселое путешествие по Песочной стране» (на сво-

1

бодную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Ноябрь

«Жители Песочной страны» (следы)

1

«Овощи Песочной страны»

2

«Фрукты Песочной страны»

2

«Птицы Песочной страны»

1

«Веселое путешествие по Песочной стране» (на сво-

1

бодную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Декабрь

«Снежинки Песочной страны»

1

«Снеговик Песочной страны»

2

«Елочка Песочной страны»

2

«Веселое путешествие по Песочной стране» (на сво-

2

бодную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Январь

«Зима Песочной страны»

2

«Транспорт жителей Песочной страны»

1

19

«Дома жителей Песочной страны»

1

«Домашние животные Песочной страны »

2

«Веселое путешествие по Песочной стране» (на сво-

1

бодную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Февраль

«Дикие животные Песочной страны»

2

«Паучок и паутинка Песочной страны»

1

«Игрушки Песочной страны »

1

«Одежда Песочной страны »

2

«Веселое путешествие по Песочной стране» (на сво-

1

бодную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Март

«Весна Песочной страны»

1

«Эмоции жителей Песочной страны» (радость)

2

«Эмоции жителей Песочной страны» (грусть)

2

«Моя любимая игрушка»

1

«Веселое путешествие по Песочной стране» (на сво-

1

бодную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Апрель

«Эмоции жителей Песочной страны» (страх)

1

«Эмоции жителей Песочной страны» (гнев)

2

«Бабочки Песочной страны»

1

«Божья коровка Песочной страны»

1

«Черепашка Песочной страны»

1

«Веселое путешествие по Песочной стране» (на сво-

1

бодную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Май

«Ежик Песочной страны»

1

«Цветы Песочной страны»

1

«Грибы Песочной страны»

1

«Я и моя семья»

2

«Я и детский сад»

2

«Веселое путешествие по Песочной стране» (на сво-

1

бодную тему, по итогам всех занятий за месяц)
Итого

64

20

III Организационный раздел
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
•
световые столы с пультом управления светом (несколько цветовых решений)
•
индивидуальные лоточки-подносы с песком для песочной игротерапии и лепки
кинетическим песком
•
фигурки зверей, людей, предметов быта, растений и пр.
•
шаблоны-трафареты
•
кисточки, лопаточки, грабельки и пр.
•
детские стулья
•
чистый песок
•
музыкальная картотека на компьютере.
Материалы для рисования:
•
широкие малярные кисти
•
кисти для рисования разной толщины
•
ватные палочки
•
тонкие деревянные палочки
•
сито для просеивания песка
•
трафареты, печатные рисунки
•
маленькие игрушки
•
природные материалы (ракушки, камушки и др).
3.2. Сроки реализации программы
Систематическое и целенаправленное обучение дополнительной общеразвивающей программы «Пескография», осуществляется на занятиях, которые являются одной из форм образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации. Занятия проводятся в течение учебного года, 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на 1 год обучения (первая младшая, вторая младшая,
средняя, старшая, подготовительная к школе группа).
Данная программа рассчитана на 9 месяцев обучения детей от 2 – 7 лет.
Формы и режим занятий: проведение занятий планируется 8 раз в месяц фронтально, продолжительность зависит от возраста ребенка. Формы подведения итогов реализации программы: проведение итогового занятия, развлечения.
Для успешной реализации поставленных задач, Программа предполагает тесное
взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей,
обуславливает его результативность.
Работа с родителями включает:
• индивидуальные консультации, рекомендации на сайте ДОУ, информационные
стенды.
•
показ открытых занятий
•
фото - выставки детского творчества.
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».