1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271
Главная ул., д. 28-а, Екатеринбург, 620061
тел. +7 (343) 252 – 71 – 24, факс +7 (343) 252 – 73 – 19, e-mail: mdou271@eduekb.ru сайт:
www.271.tvoysadik.ru
ОКПО 51830039 ОГРН 1026605414923 ИНН/КПП 6662109473/668501001
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад
комбинированного вида № 271
Протокол № 1
«30» августа 2023 г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ-детский
сад комбинированного
вида № 271
__________С.Ж. Анташян
«30» августа 2023 г.
Приказ № 153
Дополнительная общеразвивающая программа «Речевая мозаика»
cоциально-педагогической направленности
Срок реализации 1 год
Разработчик:
Учитель-логопед
Фищева Л.Н.
первая
квалификационная
категория
Екатеринбург, 2023
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
I
II
III
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
1.1.2.Принципы и подходы к организации реализации программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы
характеристики, в том числе характеристики особенностей развития
детей 2 – 7 лет
1.2. Планируемые результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно-тематическое планирование в первой младшей
группе
2.2. Календарно-тематическое планирование во второй младшей
группе
2.3. Календарно-тематическое планирование в средней группе
2.4. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
2.5.Календарно-тематическое планирование в подготовительной к
школе группе
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
3.2.Описание обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и воспитания
3.3.Сроки реализации программы
3
3
3
4
5
6
15
16
16
17
19
21
25
29
29
31
33
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной
направленности (нормативный срок освоения 3 года) по развитию компонентов речевой
системы (далее – Программа) разработана в соответствии с нормативными документами:
•
Федеральным законом от 29.12.2012г. No 273-ФЗ «Об образовании»;
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
•
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года.
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N
61573).
•
Устав МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 271.
Новизна. Рост числа детей с речевыми расстройствами постоянно растёт, а речевые
нарушения принимают все более сложные формы. Значение раннего логопедического
воздействия трудно переоценить. Вовремя устраняя нарушения звукопроизношения, а
также развивая фонематические процессы у детей, мы помогаем преодолевать трудности
общения с окружающими, а в дальнейшем хорошо учиться в школе и в полной мере
раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Установлено,
что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей
формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной
деятельности ребенка в звуковой действительности. В этом возрасте дети наиболее
восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное
образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных
учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На
занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое
применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая
работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные,
речевые и творческие запросы.
Актуальность. Учитывая эффективность ранней логопедической работы, возникла
необходимость организовать платную дополнительную образовательную услугу для детей,
посещающих МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 271, направленную на
раннюю коррекцию и профилактику речевых нарушений для детей 2-7 лет, посещающих
группы общеразвивающей и компенсирующей направленности.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Речевая мозаика»
позволят оказать своевременную профилактическую помощь и коррекцию речевых
4
нарушений всем детям дошкольного возраста от 2 до 7 лет, нуждающимся в них.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Создание условий для оказания своевременной
профилактической помощи и коррекции речевых нарушений детям дошкольного
возраста, посещающих МБДОУ – детский сад комбинированного вида №271 и
нуждающихся в ней.
Для реализации цели намечены следующие задачи:
1.
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей
лексической теме.
2.
Совершенствование грамматического строя речи.
3.
Формирование и развитие связной речи.
4.
Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления,
воображения в игровых упражнениях.
5.
Воспитание плавности, длительности выдоха, мягкой голосоподачи,
ощущение расслабления мышц конечностей, шеи, туловища, лица.
6.
Развитие общей и мелкой моторики детей.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов,
т.е. последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию
звуков по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова и
словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное
- закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, это
является важной предпосылкой успешности школьного обучения (Ф.С.Сохин, Д.Б.
Эльконин, А.Н. Леонтьев, С.А. Тумакова, Л.Е. Журова и др.
Программа составлена с учетом рекомендаций Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной,
Н.В. Нищевой. Подобраны и систематизированы задания, ориентированные на два года
обучения.
Программа реализуется в соответствии с календарно-тематическим
планированием. Программа включает в себя 72 занятия.
Образовательная деятельность проводится в соответствии с расписанием занятий
по оказанию платных дополнительных образовательных услуг в МБДОУ №271 и
предусматривает проведение занятий 2 раза в неделю продолжительностью: первая
младшая группа – 10 минут, вторая младшая группа – 15 минут, средняя группа - 20
минут, старшая группа - 25 минут, подготовительная группа-30 минут.
Зачисление происходит на основании заявления родителей (законного
представителя) воспитанника и договора, заключенного между МБДОУ – детский сад
комбинированного вида №271 и родителями (законными представителями)
воспитанника, посещающего МБДОУ – детский сад комбинированного вида №271.
Логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через
систему индивидуальных консультаций, методических рекомендаций.
К программе прилагается календарно-тематическое планирование в соответствии
5
с возрастом ребенка.
1.1.2. Принципы и подходы к организации реализации программы
Деятельность по реализации программы основывается на следующих принципах:
1.
Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимных
отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил.
2.
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности
ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает
готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие
им нового знания.
3.
Принцип культуросообразности. Образ Мира у ребенка – это не мир вокруг
него, это Мир, частью которого является сам ребенок, который он переживает и
осмысливает.
4.
Принцип развития – развивающее образование призвано создавать
каждому ребенку условия, в которых он максимально реализовывал бы себя как
индивидуальность.
5.
Принцип
природосообразности
образовательной
деятельности
предполагает, что дошкольная образовательная деятельность должна соответствовать
как внутренней природе, так и внешним условиям. Дошкольное образование ребенка в
соответствии с его природой, его здоровьем, способностями и склонностями,
индивидуальными особенностями.
6. Принцип педагогики сотрудничества. Ребенок учится познанию окружающего
мира, педагог учится постигать ребенка, от обоих требуется терпимость, чуткость,
отзывчивость, коммуникабельность.
7. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, то есть понимания возможностей различных вариантов решения проблемы и
выбору оптимального решения.
8. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе –
самом себе), то есть, сформирован базис личностной культуры.
9. Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое
условие взаимодействия субъектов образовательного процесса. Реализация данного
принципа в образовательном пространстве обеспечивает ребенку уверенность в своих
силах, открытость внешнему миру, инициативность, самостоятельность – то есть
атмосферу, стимулирующую активность дошкольника, его любознательность,
стремление к познанию, чувство собственного достоинства.
10.
Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость,
взаимную обусловленность, удовлетворение от расширения индивидуального опыта.
11.
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в
различных видах деятельности, особенно в художественно-эстетической. Развитие в
ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей,
позволяющих ему самореализовываться.
12.
Основные принципы дошкольного образования:
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
6
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
(далее - индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество Организации с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствиеусловий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
13.
Принципы заложенные в Конституции РФ, законодательстве РФ, с
учетов Конвенции о правах ребенка:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия
взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников
организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности,
в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие
ребенка.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей от 2 – 7 лет
Особенности развития детей дошкольного возраста
Группа раннего возраста (третий год жизни) Этот возраст отличается быстрым
развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений низкий, что
часто приводит к травмам.
Продолжается интенсивное развитие всех органов и физиологических систем,
совершенствуются их функции. Ребёнок становится более подвижным и самостоятельным.
Особенности развития детей дошкольного возраста первой младшей группы
(третий год жизни)
7
Социальная ситуация развития
Ребёнок в системе отношений ещё является центром своей семьи. Начинают включаться
и другие взрослые (персонал детского учреждения). Развивается потребность в общении
со взрослыми и сверстниками. Развивается способность устанавливать эмоциональные и
деловые контакты. Самооценка ярко эмоционально окрашена. Ребёнок начинает
усваивать нормы поведения, а также различных форм общения. Предметная деятельность
всё ещё остаётся ведущей и определяет основные изменения в жизнедеятельности
ребёнка. К трём годам возникает система «Я», включающая представление о своей
половой принадлежности, потребность в одобрении, признании («Я хороший») и
самостоятельности («Я сам»).
Мышление
Ранний возраст — период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром.
Совершенствуется восприятие, развивается мышление, подкрепляющееся вопросами
познавательного характера. К концу раннего возраста у детей складываются
элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет,
формируется способность соотносить, сравнивать их: малыши охотно выполняют
действия по образцу, предлагаемому взрослым.
Восприятие
Восприятие — фундаментальная психическая функция, она составляет центр сознания
ребёнка и обеспечивает ориентацию в окружающем. Восприятие развивается в процессе
практических действий, общения, игры.
Речь
В раннем возрасте речь развивается быстрыми темпами. Речь становится особым
предметом деятельности. Ребёнок может запомнить и воспроизвести стихотворение;
пересказать слышанную от взрослого сказку или рассказ (к трём годам). 15 К трём годам
ребёнок обладает большим словарным запасом. В речи появляются предлоги, наречия
(над, под, на, рядом), некоторые союзы (как, потому что, а, и, когда, только). Усложняется
структура речи. Ребёнок начинает пользоваться многословными предложениями,
вопросительной и восклицательной формами, со временем начинает употреблять и
сложные придаточные предложения.
Память
У детей раннего возраста память образная, непроизвольная. Преобладает узнавание, а не
запоминание. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы,
сопереживает их героям. Внимание Произвольное внимание ещё не развито, поэтому
ребёнку трудно делать то, что не вызывает интерес, он быстро переключается с одной
деятельности на другую
Внимание
Произвольное внимание ещё не развито, поэтому ребёнку трудно делать то, что не
вызывает интерес, он быстро переключается с одной деятельности на другую
Воображение
Главное достижение этого возраста — быстрое развитие воображения, для которого игра
является благоприятной почвой. Это выражается в использовании замещающих действий
и предметов
Эмоциональная сфера
8
Для детей раннего возраста характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы
от одного эмоционального состояния к другому — согласия в капризы, радости в обиду.
У ребёнка чётко выявляются индивидуальные черты характера
Развитие самосознания
Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями: он стремится к
самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого,
он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за
ограничения свободы.
Отношение со взрослыми
Взрослый является своеобразным проводником в мир людей, природы, вещей. Доброе
отношение, доверие, чувство защищённости помогают ребёнку войти в мир.
Отношения со сверстниками
На третьем году начинает складываться общение ребёнка со сверстниками. Ребёнок,
наблюдая за ровесником и подражая его действиям, познаёт себя.
Игровая деятельность
Для ребёнка привлекательны действия взрослых, у него появляется стремление
жить общей жизнью с ними. Ребёнок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то,
что с ним происходит. Становление процессуальной игры — одна из главных линий
развития детей раннего возраста. На смену разрозненным игровым действиям приходит
последовательная и самостоятельная «проработка» выбранного сюжета, включающая
множество разнообразных действий, их постоянные повторения и вариации с
использованием различных предметов. Усложняется содержание игр с сюжетными
игрушками. Ребёнок разыгрывает.
Особенности развития детей дошкольного возраста второй младшей группы
(четвёртый год жизни)
Этот возраст является прямым продолжением раннего возраста в плане общей
сенситивности. Это период овладения социальным пространством человеческих 15
отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные
отношения со сверстниками.
Социальная ситуация развития
Изменяется место ребёнка в системе отношений (ребёнок уже не является центром своей
семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев
художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также
различных форм общения. Ребёнок начинает осознавать, что он — индивидуальность,
приобретает интерес к телесной конструкции человека.
Мышление
Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты
своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко
представить результат, сравнить с образцом, выделить отличие. На основе нагляднодейственного к четырём годам начинает формироваться наглядно-образное мышление.
Восприятие
9
В этом возрасте ребёнок воспринимает предмет без попытки его обследования. Дети от
использования пред. эталонов переходят к сенсорным эталонам — культурно
выработанным средствам восприятия (к концу возраста восприятие до пяти и более
форм предметов, до семи и более цветов, дифференциация предметов по величине,
ориентировка в пространстве группы).
Речь
Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.
Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растёт словарный запас ребёнка.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности
морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Память
У младших дошкольников память непроизвольная, характеризуется образностью.
Преобладает узнавание, а не запоминание. Ребёнок быстро запоминает стихотворения,
сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу
познавательной деятельности ребёнка.
Внимание
Ребёнок не способен длительное время удерживать своё внимание на каком-то одном
предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Воображение
На четвёртом году жизни преобладает воссоздающее воображение. Большое значение в
развитии воображения играют опыт и знания ребёнка, его кругозор. Для детей этого
возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и
сказочного.
Эмоциональная сфера
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное
состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают
влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Изменяется роль эмоций в
деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение.
Развитие самосознания
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и
индивидуальности. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями.
Единственная цель ребёнка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка
зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности,
самоутверждения. Для ребёнка становится важным его успешность или неуспешность в
делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно
оценивать результаты своей деятельности.
Отношение со взрослыми
По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция,
которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со
взрослым.
Отношения со сверстниками
В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а
затем косвенно контролироваться взрослыми.
Игровая деятельность
10
Игровая деятельность оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. В игре
дети учатся полноценному общению друг с другом. В процессе сюжетно-ролевой
творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме в игровых
условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок,
выбирая и исполняя определённую роль, имеет соответствующий образ — мамы,
доктора, водителя, пирата — и образцы его действий.
Особенности развития детей дошкольного возраста средней группы
(пятый год жизни)
Пятый год жизни характеризуется интенсивным ростом и развитием организма. Это
один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребёнка,
наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии.
Способ познания
Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях,
проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребёнка, позволяет ему выходить за
пределы непосредственно ощущаемого. На пятом году жизни ребёнок субъект
социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности взрослый).
Мышление
В среднем возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой
непосредственной, как раньше. Мышление протекает в форме наглядных образов, следуя
за восприятием.
Восприятие
Продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение
способами их использования и совершенствование обследования предметов.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Речь
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение
кругозора ребёнка, открытием новых граней окружающего мира. Поэтому главным
вопросом для ребёнка четырёх лет становится вопрос «почему?».
Память
В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память,
всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер,
формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на
её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Внимание
Развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Зависимость
внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к деятельности сохраняется.
Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам в деятельности
ребёнка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного
внимания.
Воображение
Продолжает и активно развивается фантазирование, в процессе которого ребёнок
включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий
11
Эмоциональная сфера
В эмоциональном плане характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное
состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают
влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Изменяется роль эмоций в
деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение.
Развитие самосознания
Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и
индивидуальности. Внутренний мир ребёнка начинает наполняться противоречиями.
Единственная цель ребёнка — дать понять окружающим, что у него есть своя точка
зрения и все должны с ней считаться. Это проявление самостоятельности,
самоутверждения. Для ребёнка становится важным его успешность или не успешность в
делах и играх. Он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учиться самостоятельно
оценивать результаты своей деятельности.
Отношения со сверстниками
Сверстник становится более значим и интересен. Ребёнок стремится к партнёрству в
играх, ему уже не интересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по
половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.
Наличие конфликтов Недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться
и переходить в устойчивые негативные черты характера.
Игровая деятельность
Дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя
последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В игре
дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение
игровых и реальных взаимоотношений.
Особенности развития детей дошкольного возраста старшей группы
(шестой год жизни)
В этот возрастной период происходит смена периодов вытяжения (с набором длины
тела) и округления (с накоплением массы тела) волнообразно (у мальчиков и девочек) и
рассогласована у детей разных типов конституции.
Произвольность познавательных процессов
В этот период ребёнок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь
научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более
чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.
Мышление
Развитие
мышления
сопровождается
освоением
мыслительных
средств
(схематизированные представления, комплексные представления, представления о
цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену
правополушарному (творческому) мышлению приходит лево-полушарное (логическое)
мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. Ребёнок в этом возрасте уже
12
имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Произвольность познавательных
процессов В этот период ребёнок становится сознательно самостоятельным. Желая чемунибудь научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно,
более чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне
затруднена.
Восприятие
Продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение
способами их использования и совершенствование обследования предметов.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Речь
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится
последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. К пяти
годам ребёнок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребёнок бегло
излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в
тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребёнок способен
оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже — у себя.
Память
В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память. Память,
всё больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер,
формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на
её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.
Воображение
Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие
воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории.
Эмоциональная сфера
Появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»:
интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, 16
моральные, эстетические), эстетические чувства (чувство прекрасного, чувство
героического), моральные чувства (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы). К
шести годам ребёнок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать
или скрывать от посторонних, что не всегда удаётся.
Отношения со взрослыми
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е.
целенаправленное искажение истины. Всё больший интерес ребёнка пяти лет
направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого
подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. С пяти лет
дети твёрдо знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят её менять.
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребёнку целенаправленно
преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника.
Отношения со сверстниками
Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что
способствует появлению познавательной мотивации в общении. После пяти лет
отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские. Появляются друзья обычно
его пола, с которыми он проводит большую часть времени.
13
Игровая деятельность
Свои познания ребёнок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он
сможет сделать замысел реальным. Детям доступно распределение ролей до начала игры,
включение в ролевые диалоги. Дошкольники осваивают сложные конструктивные
игрушки, вплоть до компьютеров. На улице отдаётся предпочтение спортивным играм. К
шести годам ребёнок практически осваивает большинство необходимых ему навыков: он
аккуратен, следит за своим внешним видом, причёской, обувью, одеждой, обслуживает
сам себя и помогает дома по хозяйству.
Особенности развития детей дошкольного возраста подготовительной к школе
группы (седьмой год жизни)
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии
детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В 6—7 лет ребёнок —
субъект переживания внутренней жизни.
Произвольность познавательных процессов
В этот период ребёнок становится сознательно самостоятельным. Желая чему-нибудь
научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более
чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую крайне затруднена.
Мышление
Мышление в этом возрасте характеризуется переходом от наглядно-действенного к
наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом
мышления является наглядно-образное с элементами абстрактного. Складываются
предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Ребёнок
активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями,
графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Восприятие
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём
выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.
Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребёнок
начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных
объектов и отношений между ними.
Внимание
Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания,
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития
речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с
интересами ребёнка к деятельности. Появляются элементы после произвольного
внимания.
Память
В 6—7 лет увеличивается объём памяти, что позволяет детям непроизвольно без
специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети могут
14
самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом
простейший механический способ запоминания — повторение Произвольность
познавательных процессов Развитие произвольности и волевого начала проявляется в
умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок
стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать,
если что-то не получилось.
Воображение
Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие
воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно
разворачивающиеся истории.
Эмоциональная сфера
У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих
силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении
социальных и бытовых задач.
Развитие самосознания
Появляется обобщённое отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис
личности «Я» (соподчинение мотивов). Всё, что имеет отношение к учебной
деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой,
— менее важным. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника.
Оценивание сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя. О моральных качествах
ребёнок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с
нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему
этих отношений.
Отношения со сверстниками
Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и
коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе
усвоения — активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Игровая деятельность
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающие характерные жизненные ситуации.
Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не
всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Происходит
постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
Дети первой младшей группы должны овладеть движениями органов
артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, накопить
активный и пассивный словарь в соответствии с возрастом, овладеть слаженной работой
пальчиков.
Дети второй младшей группы должны овладеть более четкими движениями органов
артикуляционного аппарата, которые совершаются под контролем слуха, правильно
произносить слова, имеющиеся в их активном словаре, грамматически правильно
оформлять свои высказывания.
15
Дети средней группы должны овладеть более четкими, точными,
координированными движениями органов артикуляционного аппарата, правильно
произносить отдельные звуки и уметь слышать их в слове, активно пользоваться запасом
имеющихся у них слов.
Дети старшей группы должны овладеть четкими артикуляционными движениями,
мелкой и общей моторикой, обогатить и
активизировать лексику в соответствии с
лексическими темами, правильно употреблять грамматические категория, развить
внимание, память, логическое мышление в играх и упражнения на
бездефектном
речевом материале, сформировать связную речь.
Дети подготовительной к школе группы достаточно отчетливо и ясно произносить
слова; выделять из слов звуки, находить слова с определенным звуком, определять место
звука в слове, соблюдать орфоэпические нормы произношения, владеть понятиями
«слово», «звук», «буква», «предложение», свободно читать слоги и трѐхбуквенные слова,
плавно читать по слогам, правильно согласовывать слова в предложении, составлять
предложения с заданным словом, по картинке, на заданную тему, заканчивать предложение
нужным по смыслу словом, восстанавливать заведомо искаженные фразы, ориентироваться
на странице книги, составлять небольшие рассказы описательного характера по сюжетной
картинке и серии картин, правильно использовать предлоги, правильно произносить звуки.
16
II
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Календарно -тематическое планирование в первой младшей группе
№
Краткое содержание
1
Знакомство с пальчиками, с язычком. Упражнения и игры пальчиковой
гимнастики
«Пальчик, мальчик» (народная потешка). Шнуровка «Бабочка».
Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение
«Бегемотик».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Сорока – белобока»
(русская народная потешка). Мозаика «Домик». Шнуровка «Жучок»».
Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение
«Лягушка». Игра «Лягушка и лягушата».
Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное
поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной
руки).
Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек,
бусинок).
Упражнение «Листопад» (листочки на ладошке).
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Дружная семья»,
«Маленькие ножки идут по дорожке». Беседа на тему «Семья».
Мозаика «Грибок». Шнуровка «Домик». Чтение сказки «Веселый
язычок». Чередование артикуляционных упражнений «ЛягушкаБегемотик». Игра «Утки и утята» (на развитие фонематического
слуха и речевого дыхания). Упражнение «Утюг» - самомассаж кистей
рук (прямолинейное растирание тыльной стороны ладоней кулачком
противоположной руки).
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «В гости к пальчику
большому», «Мы умеем быстро бегать». Мозаика «Елочка». Шнуровка
«Поезд». Чтение сказки «Веселый язычок». Артикуляционное
упражнение
«Слон». Игра
«Подуй
на
снежинку»
(на
развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение
«Пила» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной
стороны ладоней кулачком противоположной руки). Игра «Звучащие
предметы» (льётся вода, поворот ключа в замке, рвётся бумага, скрип
карандаша по листу бумаги).
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Ежик», «Котята».
Мозаика «Гусеница». Шнуровка «Ежик». Чтение сказки «Веселый
язычок». Артикуляционное упражнение «Змейка». Игра «Покати
снежный ком» (на развитие фонематического слуха и речевого
дыхания). Упражнение
«Тёрка»
для
самомассажа
ладоней
(растирающие движения кулачками по ладони противоположной
руки). Игра «Звучащие игрушки» (бубен, погремушка, колокольчик,
гармошки и др.).
2
3
4
17
Кол-во
занятий
в месяц
8
8
8
8
5
6
7
8
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики «Вышли пальчики
гулять», «Ежик». Мозаика «Снежинка». Упражнение «Я круги мячом
катаю» для самомассажа кистей рук шариками – массажёрами. Чтение
сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Блинчик».
Игра «Язычок наводит порядок». Шнуровка «Облачко». Игра
«Послушай звуки зимы». Упражнение «Снегопад» (ватные комочки).
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Замок», «Дождик».
Пирамидка- шнуровка «Гусеница». Чтение сказки «Веселый язычок».
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье». Игра «Позови свою
маму» (на развитие фонематического слуха и речевого дыхания).
Упражнение «Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное
поглаживание тыльной стороны ладоней ладонь противоположной
руки). Игра «Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка,
камушек, бусинок).
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Лодочка», «Кораблик».
Шнуровка «Пароход». Чтение сказки «Веселый язычок».
Артикуляционное упражнение «Парус». Графическое изображение
«дорожек». (Дутье под счет). Упражнение «Постираем платочки» для
массажа кистей рук в «сухом» бассейне. Упражнение «Дорожка»
(развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование
сильной воздушной струи через рот). Игра «Узнай, что звучало?»
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Мышка», «Зайка».
Шнуровка «Цветок». Мозаика «Зонтик». Чтение сказки «Веселый
язычок». Артикуляционное упражнение «Накажем непослушный
язычок». Графическое изображение «дорожек». (Дутье под счет).
Упражнение «Репка» для массажа пальцев («вытягивание» пальцев за
ногтевые фаланги). Упражнение «Подуем на шарик». Игра «Кто как
голос подает».
Итого
8
8
8
8
64
2.2. Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе
№
1
Краткое содержание
Кол-во
занятий
в месяц
Чтение сказки «Веселый язычок». Упражнения и игры пальчиковой 8
гимнастики
«Этот пальчик в лес пошел..», «Ветер по лесу гулял».Игра «Звучащие
предметы» (стеклянный, деревянный, железный, пластмассовый).
Упражнение «Ёжики»(самомассаж кистей рук).
Игра «Кружатся листья». Артикуляционные упражнения «Рыбки
разговаривают», «Часики».
18
Дидактическая игра «Покормим птенчиков»
2
3
4
5
6
7
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Пальцы делают
зарядку». Мозаика «Пирамидка». Шнуровка «Машинка»». Чтение
сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Качели»,
«Часики», чередование. «Накажем непослушный язычок» (упражнение
на расслабление язычка). Игра «Медвежата мед едят». Игра: «Часы»
(развитие речевого внимания и речевого дыхания детей). Упражнение
«Утюг» - самомассаж кистей рук (прямолинейное растирание тыльной
стороны ладоней кулачком противоположной руки). Игра «Звучащие
баночки» (с использованием гороха, фасоли, семечек). Упражнение
«Листопад» (листочки на ладошке). Дидактическая игра «Отзовись».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Раз, два, три,четыре»,
«Зайчик».Беседа на тему «Домашние и дикие животные». Шнуровка
«Ежик».
Чтение
сказки
«Веселый
язычок».
Чередование
артикуляционных упражнений «Индюк», «Ежик». Игра «Кто как
кричит» (на развитие
фонематического слуха и речевого
дыхания). Упражнение «Барашки» для самомассажа пальцев
(кругообразные движения по пыльной стороне пальцев указательными
пальцами противоположной руки). Дидактическая игра «Котенок».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Снежок», «Пальчики
здороваются». Мозаика «Елочка». Шнуровка «Снежинка». Чтение
сказки «Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Сытый
хомячок. Голодный хомячок». Игра «Подуй на снежинку» (на
развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение
«Звуки зимнего леса» (развитие точных слуховых дифференцировок на
неречевые звуки). Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей
рук в «сухом» бассейне. Дидактическая игра «Запомни и
назови».(слух.)
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Часики», «Стенка,
стенка, потолок». Мозаика «Домик». Шнуровка «Часы». Чтение сказки
«Веселый язычок». Артикуляционное упражнение «Часики»,
«Маляр». Игра «Покати снежный ком» (на развитие фонематического
слуха и речевого дыхания). Упражнение «Дрель» для самомассажа
кистей рук (вращательное движение указательным пальцем в центре
ладони противоположной руки). Игра «Узнай, что звучало?»
(узнавание неречевых звуков). Дидактическая игра «Что изменилось?»
Упражнения
и
игры
пальчиковой
гимнастики
«Пирог»,
«Кашка». Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа
кистей рук шариками – массажёрами. Чтение сказки «Веселый язычок».
Артикуляционное упражнение «Блинчик», «Чашка», «Вкусное
варенье» (чередование их). Игра «Язычок наводит порядок». Шнуровка
«Звездочка». Игра «Догадайся что звучит».
Дидактическая игра
«Играем – подбираем»
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Животные весной»,
«Солнышко». Мозаика «Цветок». Чтение сказки «Веселый язычок».
Артикуляционное упражнение «Расческа». Игра «Узнай по голосу» (на
развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнение
«Мама» - самомассаж кистей рук (прямолинейное поглаживание
19
8
8
8
8
8
8
тыльной стороны ладоней ладонь противоположной руки). Игра
«Звучащие баночки» (с использованием скрепок, песка, камушек,
бусинок). Дидактическая игра «Чей хвост?».
8
9
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «По реке плывет 8
кораблик», «Жучок». Шнуровка «Гусеница». Чтение сказки «Веселый
язычок».
Артикуляционное
упражнение
«Оближем
губки».
Графическое изображение «волн». (впроцессе дутья ребенок проводит
пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление
движения пальца слева направо.).
Игра «Три медведя», «Лягушкина семейка». (различение одинаковых
звукокомплексов по высоте, силе, тембру). Упражнение «Я круги
мячом катаю» для самомассажа кистей рук шариками - массажёрами.
Упражнение
«Транспорт
на
улице»
(звуки
машины
и
др.) Дидактическая игра «Залатай коврик».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Дом», «Гусь». 8
Шнуровка «Бабочка». Мозаика «Зонтик». Чтение сказки «Веселый
язычок». Артикуляционное упражнение «Накажем непослушный
язычок», «Горка». Упражнение «Дорожка» (развитие равномерного,
продолжительного выдоха, формирование сильной воздушной струи
через рот). Упражнение «Найди игрушку» (для массажа кистей рук в
«сухом» бассейне). Упражнение «Шарики». Игра «Какое слово
лишнее».
Итого
64
2.3. Календарно-тематическое планирование в средней группе
№
1
2
Краткое содержание
Кол-во
занятий
в месяц
Чтение сказки «Веселый язычок» Язычок на прогулке». Упражнения и 8
игры пальчиковой гимнастики
«Игрушки», «У Лариски-две редиски». Упражнение «Раздуй горошки»
(развитие равномерного, продолжительного выдоха, формирование
сильной воздушной струи через рот).
Игра «Зайцы и лисички» (развитие слухового внимания, умения
реагировать на изменение темпа музыки). Упражнение «Ёжики»
(самомассаж кистей рук). Артикуляционные упражнения «Слоник
пьет», «Шарики». Дидактическая игра «Играем- подбираем»
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Этот пальчик гриб 8
нашел.», «За ягодами». Чтение сказки «Язычок собирает грибы».
Артикуляционное упражнение «Чистим зубки», «Грибок». «Накажем
непослушный язычок» (упражнение на расслабление язычка). Игра
«Дождик». (развитие темпа и ритма речи). Упражнение «Голоса»
улицы»
(звуки
машины
и
др.)
(узнавание
неречевых
звуков). Упражнение «Бабушкины внуки» - самомассаж кистей рук.
20
Игра «Узнай инструмент» (с использованием бубна, барабана,
металлофона, маракаса). Дидактическая игра «Чего не хватает?».
3
4
5
6
7
8
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Помощники», «Мы во
двор пошли гулять». Беседа на тему «Поздняя осень». Чтение сказки
«Веселый
язычок»
«Язычок
в
зоопарке».
Чередование
артикуляционных упражнений «Змейка» - «Бегемотик», новое
упражнение
«Лошадка».
Игра
«Коробочка
гремит»
(на
развитие фонематического слуха и речевого дыхания). Упражнения
«Зарядка» для массажа кистей рук в «сухом» бассейне. Дидактическая
игра «Разложи по местам».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Снежок», «Елочка».
Чтение сказки «Веселый язычок» Язычок знакомится с Говорушей.
Артикуляционное упражнение «Лошадка». «Горка». Игра «В лесу» (на
развитие
речевого слуха). Упражнение «Звуки зимнего леса»
(развитие точных слуховых дифференцировок на неречевые звуки).
Упражнение «Найди игрушку» для массажа кистей рук в «сухом»
бассейне. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Много мебели в
квартире», «У веселенькой старушки». Чтение сказки «Веселый
язычок». «Говоруша рассказывает про органы речи». Упражнение
«Пингвины на льдине» (тренировка правильного носового дыхания,
продолжительного,
равномерного
выдоха).
Артикуляционное
упражнение «Поймай мышку», «Пароход гудит». Игра «Послушай и
повтори» (на развитие
фонематического слуха и речевого
дыхания). Упражнение «Снежки» для самомассажа кистей рук
(круговые вращения и потирание ладони противоположной руки). Игра
«Узнай, что звучало?» (узнавание неречевых звуков). Дидактическая
игра «Одинаковое-разное».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики «Кормушка»,
«Елочка». Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа
кистей рук шариками – массажёрами. Чтение сказки «Веселый
язычок». «Упражнения для язычка с Говорушей» (развитие ощущений
от движений органов артикуляции). Игра «Язычок наводит
порядок». Игра «Узнай по звуку». Дидактическая игра «Раздели по
группам».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Журавлик»,
«Ласточка». Чтение сказки «Веселый язычок» «Язычок вышел гулять».
Артикуляционное упражнение «Поиграем в футбол». Игра «Скажи, что
ты слышишь?» (развитие слухового восприятия, дифференциация
неречевых звуков). Упражнение «Дрель» для самомассажа кистей рук
(вращательное движение указательным пальцем в центре ладони
противоположной руки). Игра «Волшебные звуки» (с использованием
музыкальных инструментов). Дидактическая игра «Какая птица
улетела?».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «На прогулке»,
«Флажок». Чтение сказки «Веселый язычок» «Язычок в цирке».
Артикуляционное упражнение «Барабанщики», «Парашютик».
Графическое изображение «горок». (в процессе дутья ребенок
проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам.
Направление движения пальца слева направо.).
21
8
8
8
8
8
8
9
Игра «Знайки». (различение одинаковых звукокомплексов по высоте,
силе, тембру). Упражнение «Я круги мячом катаю» для самомассажа
кистей рук шариками - массажёрами. Упражнение «Транспорт на
улице» (звуки машины и др.) Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Упражнения и игры пальчиковой гимнастики. «Раз, два, три, четыре, 8
пять», «Веснушки». Чтение сказки «Веселый язычок» «Язычок на
полянке». Артикуляционное упражнение «Катушка», «Чашечка».
Упражнение «Спираль» (в процессе дутья ребенок ведет пальцем
ведущей руки по изображению спирали. Направление движения пальца
по часовой стрелке и в обратном направлении.). Упражнение «Найди
сюрприз» (для массажа кистей рук в «сухом» бассейне). Игра «Выложи
узор по образцу».
Итого
64
2.4. Календарно-тематическое планирование в старшей группе
Тема
Сентябрь
Задачи
«Детский сад»1.
2.
«Осенний лес –
полон чудес» 1.
Октябрь
«Во саду ли в
огороде»
«У медведя во
бору»
Кол-во
занятий в
месяц
4
Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» - 3.
закрепить имена, фамилии детей и их сверстников.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Веселый
ветерок».
Пальчиковая гимнастика «Друзья» - развитие мелкой
моторики.
Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки».
«Мой Веселый язычок» - знакомство с органами
артикуляции
Релаксационные упражнения «Хорошее настроение»
4
Игра «Узнай по голосу»- формирование слухового
восприятия.
Упражнение на дыхание «Листопад»
Заучивание
стихотворения
«Осень»
Зрительная
гимнастика «Солнышко и тучки»- профилактика
зрительных нарушений.
Массаж для глаз «Раздеваем лук»
2
Закрепление названий органов артикуляции.
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Чтение и пересказ сказки «Репка»
Дыхательное упражнение «Листопад».
2
Релаксия (образные превращения)
Логоритмические упражнения-учить слышать ритм и темп
музыки.
Су Джок терапия «Ёжик»
Игра «Постучимся в «Теремок»
22
Логотренинг
«Волшебный мир
звуков»
Пальчиковая игра «Как живешь?»
2
Самомассаж
Работа над дыханием «Ветерок»
Игра «Сказочка - подсказочка»- закрепление названия
органов артикуляции.
Сказка
«Сказка о непослушном язычке» 1
развитие артикуляционного аппарата.
Игры со звучащими предметами - знакомство со звуками. 1
Интонационная выразительность речи «Колобок»
Игра «За грибами» - развитие общей моторики
Ноябрь
«Я люблю свою
лошадку»
Психогимнастика «Чудесные превращения».
Сказка «Сказка о непослушном язычке"- развитие органов
артикуляции.
Игра с прищепками «Котенок» - координация движений
рук.
Игра «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» побуждать детей вступать в игровое и речевое
взаимодействие со сверстниками
Игра «Узнай по силуэту»
«Пернатые друзья» Релаксационные упражнения «Спасем птенчиков»
Игра «Гуси - лебеди»- развитие речевого дыхания.
Развитие
выразительности речи.
Стихотворение «Стайка».
Игра «Многим домик послужил, кто только в домике не
жил».
Усвоение понятий «живой — неживой» - развитие
мышления
Декабрь
Релаксационные упражнения
«Здравствуй,
зимушка - зима» Дыхательное упражнение «Снежинка»
Массаж «Мороз - красный нос»
Закрепление произношения звуков в чистоговорках
«Раз, два, три, четыре, пять стихи - будем сочинять».
Упражнения для коррекции зрения «Лыжники»
Пальчиковая игра «Дружная семья»
«Семья»
Игра с мячом «Подбери пару».
1.
Артикуляционная гимнастика
«В гости к
дедушке и бабушке».
Мимические упражнения «Гномики»
Игра «На помощь Звукознайкину»- активизировать
словарный запас.
Дыхательное упражнение
«Здравствуй,
елочка - зеленая «Снежинка».
1.
Релаксационные упражнении «Прогулка в зимний лес»
иголочка»
Гимнастика для глаз «Ёлочка».
Разыгрывание эпизодов «Есть в лесу под елкой хата…»
Январь
23
4
4
3
3
2
«Зимние забавы»
«Зимовье
животных»
«Зимующие
птицы»
Дыхательное упражнение «Вьюга».
Релаксационные упражнения «Зимние забавы»
Выполнение
артикуляционных упражнений
игра
«Сказочка- подсказочка»
Оздоровительный массаж.
Театральная игра «Сказочные превращения».
Работа над выразительностью в стихотворении «Есть
в лесу под елкой хатой…»
Дыхательное упражнение
«Снежинки».
Релаксия (образные превращения)
Логоритмические упражнения
Игра «Узнай по силуэту»
Драматизация сказки «Слава, слава Айболиту, слава,
слава всем друзьям».
Дыхательное упражнение
«Сдуй снежинку».
Релаксационные упражнение
«Согреем воробушка»
Ритмодекламация «Кормушка»
Театральная игра «Одно и то же по-разному».
3
2
3
Февраль
3
«Мир полон сказок Работа над речевым дыханием «Снежинка»
Зрительная гимнастика «Елочка».
и чудес»
Релаксационные упражнения «Сказочные превращения»
Упражнение «Снеговик» (составление предложений)
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Культура и техника речи. Стихотворение «Зимняя
прогулка»
Дыхательное упражнение «Шарик».
2
«Я- человек».
Игра «Доскажи словечко»
Игра “Что делаем, покажем и скажем»
Распознаём по мимике и интонации
«Назови ласково»
«Малышикибальчиши»
Март
«Весна-красна.
Мамин праздник»
Дыхательное упражнение «Звездочки».
Релаксационные упражнения «Мы - веселые ребята»
Пальчиковая гимнастика.
Побуждать
вступать в игровое и
речевое взаимодействие рассматривание картин.
3
Дыхательное упражнение «Аромат роз».
Релаксационные упражнения «Игра с песком».
Заучивание стихотворения «Мамин день»
Драматизация сказки «Теремок».
2
24
«Все работы
хороши»
«Ателье»
Апрель
«Перелетные
птицы»
«Цветы»
«Подводный
мир»
«Транспорт»
Май
Тема « Мир
насекомых»
Дыхательное упражнение «Солнечные зайчики».
3
Релаксационные упражнения «Для чего нужны руки»
Оздоровительный массаж.
Развитие мышления «Кто больше заметит небылиц»
Работа над
выразительностью: стихотворение
«Мамин день».
Дидактическая игра «Наведи порядок».
Дыхательное упражнение «Ветерок».
Выполнение артикуляционных упражнений
Релаксационные упражнения «Холодно - жарко».
Массаж «Что делать после дождика?».
Дыхательное упражнение «Гуси - лебеди».
Релаксационное упражнение Холодно - жарко»
Массаж лица «Воробей».
«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучка»
«Злая, злая
нехорошая
змея укусила
молодого воробья»- мимические упражнения.
Дыхательное упражнение «Лепестки».
Релаксационное упражнение «На полянке».
Логоритмическое упражнение «Цветок»
Проблемное
упражнение «Пропал
бедный воробей, если б не было друзей».
2
2
бы
Дыхательное упражнение «Буря в стакане».
Релаксационные упражнения «Водопад».
Развитие слухового восприятия. Игра “Внимательные
ушки?”
Гимнастика для глаз.
Театральная игра «Морское путешествие».
2
Дыхательное упражнение «Паровоз».
Подвижная игра «Шоферы» -координация речи с
движением.
Дифференциация
звуков. Упражнение
“Шина”- “Насос”
Упражнение “Шифровальщики”-слуховое восприятие
2
Дыхательное упражнение «Ворона».
Релаксационное упражнение «Стрекоза и муравей».
Массаж ушных раковин.
Су- Джок терапия «Ёжики»
Игра «Каждому страх большим кажется»- развитие
связного высказывания.
6
25
3
«Скоро лето»
Диагностика
Дыхательное упражнение Дровосек».
Релаксационные упражнения «Бабочка».
Оздоровительный массаж.
Пальчиковая гимнастика «Раз, два….»
Мимические упражнения «Преодолеем страх».
2
Итого
64
Изучить процесс достижения детьми планируемых
итоговых результатов освоения программы на основе
выявления динамики формирования у воспитанников
интегративных качеств, которые они должны приобрести
в результате ее освоения.
2.5. Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе
№
№
Тема
занятия
1
Осень.
2
Деревья.
3
Овощи.
4
Фрукты.
5
Насекомы
е.
Развитие
лексикограмматическ
их категорий
Согласование
числительных
с
существительн
ыми
Образование
относительных
прилагательны
х.
Согласование
существительн
ых единственн
ого числа с
существительн
ыми.
Существительн
ые множестве
нного числа в
родительном п
адеже
Относительные
прилагательны
е.
Задачи
Развитие связной
речи
Составление
рассказа с опорой
на картинку «Осень»
Развитие фонет Количе
икоство
фонематических заняти
представлений и
йв
обучение
месяц
грамоте.
Звук и буква У.
2
Звук и буква А.
Составление
описательного
рассказа о дереве.
Звуки У-А.
Звук И. Буква И.
2
Пересказ рассказа
«Праздник».
Звуки П-Пь.
Буква П.
Звуки К-Кь .
Буква К
2
Составление
описательного
рассказа о фруктах
при помощи
мнемотехники.
Работа с
мнемотаблицей.
Разучивание
Звуки Т,Ть .
Буква Т
2
Звуки П-Т-К
Звук О
Буква О
2
26
Предлог НА
26 Перелетны Согласование
е птицы.
числительных
с
существительн
ыми в
родительном
падеже.
72
Грибы.
Ягоды.
8
Домашние
животные
и их
детеныши.
Образование
существительн
ых с
уменьшительн
оласкательными
суффиксами
Образование
притяжательны
х и сложных
прилагательны
х
Согласование
существительн
ых с
количественны
ми
числительным
и.
Предлог
ПЕРЕД
9
Дикие
животные
и их
детеныши.
10
Одежда.
Обувь, го
ловные
уборы.
11
Зима.
12
Птицы
зимой.
Образование
сложных
прилагательны
х
13
Мебель.
Предлоги
МЕЖДУ, НА,
В, ПОД
14
Посуда.
Предлог ИЗПОД
стихотворения «Про
насекомых»
Пересказ рассказа
«Что увидел кот».
Звуки Х-Хь
Буква Х
Гомзяк О. С.
Пересказ рассказа
«Пластилиновая
мышка».
Пересказ рассказа
«В гости к гному».
Звук и буква Ы
2
Гласные звуки А,
У, И, Ы, О
Звуки М, Мь
2
Буква М
Пересказ услышанн
ого рассказа
В.В.Бианки
«Купание медвежат»
Звук Н, Нь. Буква 2
Н
Звуки Н-М
Звук и буква Б
Пересказ рассказа
«Ботинки».
Звуки Б-бь. Буква 2
Б.
Звуки П-Б.
Составление расска
за «Зимние забавы»
по сюжетной
картинке по образцу
воспитателя
Звук и буква С.
2
Звук СЬ.
Буква С.Звуки ССь.
Буква С.
Звук и буква З.
Звук Зь.
2
Буква З
Звуки З,Зь
Буква З
Работа с
мнемотаблицей.
Разучивание
стихотворения «Зим
няя прогулка»
Составление
рассказа « Как
изготавливают
мебель» по опорным
словам.
Составление
описательного
27
Звук Зь.
Буква З
Звуки З,Зь
Буква З
Звуки С-З
Звуки В-Вь.
Буква В.
2
2
2
15 Новый
год.
16
Животные
жарких
стран.
17
Семья.
18
Инструме
нты.
19
Морские
речные и
аквариумн
ые
обитатели.
День
защитнико
в
Отечества
20
21
Транспорт
.
22
Весна.
23
8 марта
Предлоги НА,
ПОД
Образование
притяжательны
х
прилагательны
х
Образование
сравнительной
степени
прилагательны
х
Существительн
ые в форме
творительного
падежа
Притяжательн
ые
прилагательны
е
Употребление
существительн
ых и глаголов в
единственном
и
множественно
м числе.
Синонимы,
антонимы.
Образование
существительн
ых с
уменьшительн
оласкательными
суффиксами
Словообразова
ние
рассказа о предметах
посуды.
Пересказ рассказа
«Ёлка»
Повторение
изученных ранее
звуков и букв
Звуки Д,Дь
Буква Д
Звуки Т-Д
2
Составление
рассказа по
сюжетной картинке
«семья».
Звуки Ть-Дь.
Звук Г. Буква Г.
2
Пересказ рассказа
«Гоша- озорник».
Звуки Г,Гь. Буква 2
Г
ЗвукиГ-К
Работа с
мнемотаблицей.
Разучивание
потешки«Водичка,
водичка»
Составление
рассказа
«Случай на улице»
по сюжетной
картине с
придумыванием
предшествующих и
последующих
событий.
Описание
увиденного (по
наблюдениям за
движением
транспорта)
Работа с
мнемотаблицей.
«Заюшкина
избушка»
Звук Э. Буква Э.
Пересказ рассказа
«Как дуб свинью
проучил».
Составление
рассказа по
сюжетной картинке
«Поздравляем маму»
28
2
2
Звук Й. Буква Й
Повторение
изученных ранее
букв и звуков.
2
Звуки С-Ш
2
Звук Ж. Буква Ж 2
Звуки Ж-З
Звуки Ж-Ш
Звуки Ш-Ж-С-З
2
22 Перелетны Изменение
4
е птицы
глаголов по
весной.
временам.
25 Растения и Согласование
животные существительн
весной.
ых с
числительным
и.
26
Наша
страна.
Образование
синонимических
рядов.
27
Професси
и.
28
Наш дом.
Образование
существительных
от глаголов.
Предлог ИЗ-ЗА
29
Сад огород лес
Предлог ЧЕРЕЗ
30
Человек.
Возвратные
глаголы.
31
Домашние
животные.
Лето.
32
Развитие навыков
словообразование.
Прилагательные
сравнительной
степени.
Пересказ рассказа
«Друзья».
Звук Л. Буква Л. 2
Звук Ль. Буква Л.
Обсуждение
литературных
текстов А. Н.
Плещеев «Весна»,
Ф. И. Тютчев
«Весенние воды».
Обсуждение
художественного
произведения А.
Прокофьев «Родина»
Пересказ рассказа
«Друзья птиц».
Звуки Л-Ль
Звук Ц. Буква Ц.
2
Звуки Ц-С
Буква Ю
2
Звук Р. Буква Р
Звук Рь. Буква Р
2
Работа с
мнемотаблицей.
Составление
рассказа «Дом, в
котором я живу»
(из личного опыта)
Пересказ рассказа
В.А.Сухомлинского
«Стыдно перед
соловушкой»
Пересказ рассказа
«Фантазёр».
Звуки Р-Рь.
Звуки Р-Л
2
Звук Ч .Буква Ч.
Звуки Ч -Ть.
2
Пересказ рассказа
«Семья дома».
Составление
рассказа в
будующем времени
«Про лето и про
меня»
Звуки Ф-Фь.
2
Буква Ф.
Звуки Ф-В
Звук Щ. Буква Щ. 2
Звуки Щ-Ч
Звуки Щ-Ть
2
Звуки Щ-Ч-Сь-Ть.
Итого
29
64
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы
Звукопроизношение
Пособия
1.
Тренажер с бусиной.
2.
Артикуляция звуков в графическом изображении: учебно – демонстрационный
материал.
3.
Иллюстрации артикуляционных упражнений.
4.
Зеркала.
5.
Картинки для автоматизации звуков.
6.
Стихи для автоматизации звуков.
7.
Скороговорки в схемах.
8.
Логопедические лото «Подбери и назови», «Говори правильно (л-ль, ш, р-рь. сь)»,
«Домики звуков».
9.
Дидактический
материал по исправлению недостатков произношения
у детей. Н.И. Соколенко. Посмотри и назови. Книга 1, 2.
10. Настольные логопедические игры – занятия для детей 5 – 7 лет. Н.Е. Ильякова.
Звуки, я вас различаю: Ч –Щ, Ш – Ж, Л – Р, С – З – Ц.
11. Картотека упражнений фонетической ритмики.
12. Игра «Веселый поезд».
13. Игрушки
для поддувания: снежинки, ватный
шарик,
ватный
мячик, вертушки, вертолетики, губные гармошки.
Дыхание
Пособия
1.
Схемы для дыхания.
2.
Картотека дыхательных упражнений.
3.
Пособие «Послушный ветерок».
4.
Детское «логопедическое» лото.
Материал по лексическим темам, раздаточный и демонстрационный:
1. Времена года.
2. Деревья, цветы, грибы.
3. Овощи, фрукты, ягоды.
4. Продукты питания. Посуда.
5. Одежда, обувь.
6. Профессии.
7. Средства коммуникации.
8. Животные.
9. Водные обитатели.
10. Птицы. Насекомые.
11. Человек. Части тела.
12. Улица. Транспорт.
13. Дом. Семья.
14. Орудия труда. Инструменты.
15. Народные промыслы.
16. Географические понятия. Поселения.
17. Космос.
18. Бытовые приборы.
19. Игрушки.
20. Армия.
30
21. Комната. Мебель.
23. Музыкальные инструменты.
22. Сказки.
Подготовка к обучению грамоте
Пособия
1.
Символы гласных, согласных.
2.
Коврографы «Ларчик», «Теремки».
3.
Схемы места звука в слове.
4.
Кассы для выкладывания слов, предложений.
5.
Игры «Я учу буквы», «Буквенный конструктор», «На что похожа буква»,
6.
«Читаем и составляем слова», «Умный телефон», «Ребусы», «Умное домино:
читаем по слогам», «Почитай-ка», «Читаем сами», «Азбука би-ба-бо», «Чудо-зоопарк»,
«Собери дорожку», «Читай и узнавай», «Словарик», «Слова из звуков», «Гласные и
согласные»,
«Слова из слогов», «Буквы и цифры», «Буква за буквой», «Сложи слово»…
7.
Цветные человечки – схемы звуков.
8.
Цветик – семицветик.
9.
Звуковые линейки, слоговые линейки, схемы предложений.
10. Карточки для чтения, слоговые таблицы.
11. Азбука и буквы на магнитах.
12. Развивающие каноны.
13. Детские кроссворды. Ребусы.
14. Логопедические буквари и азбуки Е.Н. Новиковой, Е.М. Косиновой, О.С. Жуковой,
Н.С. Жуковой, Г.Е. Сычевой, Т.С. Резниченко.
15. Дошкольные папки: Найди слово, Я учусь читать.
16. Марки, скороговорки Н.А. Зайцева.
17. Компактный диск «Ума палата», «Звуковой калейдоскоп».
Фонематический слух
Пособия
1.
Картотека занимательных заданий.
2.
Схемы работы над ритмом.
3.
Игры «Собери цветок», «Куда спрятался звук», «Поезд», «Логопедическое лото»,
«Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Слово в словах», «Где стоит заданный звук?»,
«Слоговая копилка», «Слоговое домино», «АБВГДейка», «Расшифруй слово», «Алфавит».
4.
Весёлая азбука: наглядно-дидактическое пособие.
5.
Индивидуальные задания по подготовительной к школе группе.
6.
Логопедическая улитка.
7.
Чудо-телефон: устройство для контроля собственной речи.
8.
Говорящая точка: игрушка для записи голоса.
9.
Микрофон «Эхо».
10. Говорящие таблицы: Читаем сами. Азбука.
11. Схемы для характеристики гласных и согласных звуков. 12.Компактный диск
31
«Звуковой калейдоскоп».
Связная речь
Пособия
1.
Сюжетные картинки.
2.
Серии сюжетных картинок.
3.
Схемы для составления описательных рассказов.
4.
Тексты для пересказа.
5.
Пособие для пересказа, придумывания рассказов «Я логично говорю».
6.
Коррекция письменной и устной речи по Л.Н. Ефименко. Часть 1, 2, 3.
7.
Опорные картинки для пересказа текстов.
8.
Картинный сериал для развития мышления и речи у детей 5 – 8 лет «Забавные
истории».
9.
Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников.
10. Иллюстрации и схемы «Как много вам сказать хочу».
11. Игры «Что сначала, что потом», «Короткие истории для детей 3 – 7 лет», «Истории в
картинках: часть 1,2».
12. Наглядно-дидактические пособия «Обучение связной речи детей 4-5, 5-6, 6-7 лет».
Пальчиковый праксис.
Пособия
1.
Картотека пальчиковых игр и упражнений, упражнений с предметами, самомассажа
рук.
2.
Картотека заданий из палочек, палочки.
3.
Схемы пальчиковых упражнений.
4.
Игры «Шнурочки»: парусник, дом, матрешка, пирамида, букет, натюрморт, «Кто
первый», «Ловкий футболист», «Рыбки в бассейне».
5.
Клубок – трансформер.
6.
Пазлы на 15 – 30 деталей.
7.
Трафареты с предметами по лексическим темам.
8.
Круги Гео.
9.
Предметы для пальчиковых игр – ежики, колючие валики и кольца, пробки,
прищепки, палочки.
10. Пособие «Проведи дорожки».
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
1.
2.
3.
«Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения»: Сб. методических
рекомендаций.-240с.- Спб.: Детство-Пресс, 2000- ( РГПУ им. А.И. Герцина).
Борякова Н.Ю., Касицина М.А. « Коррекционно-педагогическая работа в
детском саду для детей с задержкой психического развития», М.: 2004 г.
Глухов В.П. «Методика логопедической работы по развитию связной речи
дошкольников с общим недоразвитием речи», Екб.: Центр проблем детства,
2000г.
32
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и
воспитание дошкольников с нарушением интеллектом», М.: Просвещение, 2009г.
Жукова Н. С. «Букварь» Екатеринбург Издательский дом ЛИТУР 2007г.
Жукова Н. С. «Первая после букваря книга для чтения» Москва ЭКСМО, 2008г.
Зуева Л.Н., Швецова Е.У «Настольная книга логопеда» Изд.: Астель, Москва,
2009г.
Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР», М.- 2005г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Дидактический материал по коррекции
произношения звуков Г, К, Х»,М.: ГНОМ и Д, 2010г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Индивидуально – подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения» - М.: ГНОМ и Д, 2011г.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Фронтальные логопедические занятия в
старшей группе для детей с ОНР», М.: Гном-Пресс, 1999г.
Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно» СПб.: Издательский дом
«Литера», 2003г.
Лопухина И.С. «Речь. Ритм. Движение», Спб.: Корона принт, 2004 г.
Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой
психического развития», М.: Айрис пресс, 2005 г.
Морозова И.А, Пушкарева М.А. «КРО – Ознакомление с окружающим миром 67 лет», М.: Мозайка- Синтез, 2006г.
Морозова И.А., Пушкарева М.А. «КРО – Ознакомление с окружающим миром 56 лет», м.: Мозайка- Синтез, 2006г.
Нищева Н. В «Примерная программа коррекционно - развиваюшей работы в
группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7» СПб: Детство – Пресс
2015г.
Нищева Н. В. «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим
недоразвитием речи (от 4 до 7) СПб: Детство – Пресс 2015г.
Нищева Н. В. «Современная система коррекционной работы в логопедической
группе для детей с ОНР с 3до 7» СПб: Детство – Пресс 2013г.
Нищева Н.В. «Будем говорить правильно. Дидактический материал для
коррекции нарушений звукопроизношения» - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002г.
Нищева Н.В. «Домашняя тетрадь. Подготовительная к школе логопедическая
группа» часть 1, 2 СПб: Детство – Пресс, 2013г.
Нищева Н.В. «Картотека заданий для автоматизации правильного произношения
и дифференциации звуков разных групп», Спб.: детство-пресс, 2010г.
Нищева Н.В. «Картотека заданий по автоматизации правильного произношения
и дифференциации звуков разных групп» - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015г.
Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе
компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями
речи (ОНР) с 6 до 7 лет» СПб: Детство – Пресс, 2015г.
Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей
группе детского сада для детей с ОНР» СПб: Детство – Пресс, 2014г.
Нищева Н.В. «Мой букварь» СПб: Детство – Пресс, 2015г.
Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение для детей в процессе
дидактических игр», М.: Владос, 2008 г.
Стребелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»,
М.: Владос, 2004 г.
Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5 – 7 лет с ОНР»
Альбом 1, 2, 3, 4 М: Издательство ГНОМ и Д 2007 г.
Тигер Р.Д. « Подготовка к обучению грамоте», Смоленск-2000г.
33
31. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит», Спб.: Акцидент, 1998г.
32. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция
нарушений речи», М.: Просвещение, 2009г.
33. Шевченко С.Г. «Коррекционно- развивающее обучение. Природа и Мы»,
Смоленск, 2000г.
34. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»,
книга 1, М.: Школьная пресса, 2004г.
35. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»,
книга 2, М.: Школьная пресса, 2004г.
3.3. Сроки реализации программы
Систематическое и целенаправленное обучение дополнительной общеразвивающей
программы «Речевая мозаика», осуществляется на занятиях, которые являются одной из
форм образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Занятия проводятся в течение учебного года, 2 раза в неделю.
Программа рассчитана на 1 год обучения (первая младшая, вторая младшая, средняя,
старшая, подготовительная к школе группа).
Данная программа рассчитана на 9 месяцев обучения детей от 2 – 7 лет с разным
уровнем речевой готовности к школе.
Формы и режим занятий: проведение занятий планируется 8 раз в месяц фронтально,
продолжительность зависит от возраста ребенка. Формы подведения итогов реализации
программы: проведение итогового занятия, развлечения.
34