2
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271
Главная ул., д. 28-а, Екатеринбург, 620061
тел. +7 (343) 252 – 71 – 24, факс +7 (343) 252 – 73 – 19, e-mail: mdou271@eduekb.ru сайт:
www.271.tvoysadik.ru
ОКПО 51830039 ОГРН 1026605414923 ИНН/КПП 6662109473/668501001
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад
комбинированного вида № 271
Протокол № 1
«30» августа 2024 г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ-детский
сад комбинированного
вида № 271
__________С.Ж. Анташян
«30» августа 2024 г.
Приказ № 199
Дополнительная общеразвивающая программа «Детский фитнес»
Физкультурно-спортивной направленности
Разработчик:
воспитатель
Масленникова Е.С.
3
Екатеринбург, 2024
Содержание
№
п/п
Наименование
Страницы
1.
Пояснительная записка
3
2.
Цель и задачи Программы
5
3.
Планируемые результаты освоения Программы
6
4.
Организационно-педагогические условия реализации
Программы
7
5.
Материально-техническое обеспечение Программы
9
Учебный план
10
7.
Календарный учебный график
10
8.
Рабочая программа
11
8.1
Задачи и планируемые результаты обучения
11
8.2
Содержание обучения
12
8.3.
Календарно – тематическое планирование (5 – 6 лет)
14
8.4
Календарно – тематическое планирование (6 – 7 лет)
20
Особенности взаимодействие с семьями обучающихся
28
10.
Оценочные материалы
28
11.
Методическое обеспечение
29
6.
9.
4
12.
Список литературы
30
5
1. Пояснительная записка
Детский фитнес — один из самых молодых видов физкультурно-спортивной
деятельности детей, быстро завоевавший популярность во всем мире.
Своеобразие его определяется органическим соединением спорта и искусства,
единством движения и музыки. Благодаря доступности, занятия фитнесом стали
эффективным средством пропаганды здорового образа жизни, приучать к
которому детей нужно с дошкольного возраста.
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура:
общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это
занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного
спортивного инвентаря, которые укрепляют мышцы ребенка, повышают
способность ориентироваться в пространстве, развивают координацию и
ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и
быстроту реакции. На занятиях рационально сочетаются разные виды и формы
двигательной деятельности.
Нормативно-правовую базу Программы составляют:
▪ Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
▪ Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся».
▪ Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022
№ 678-р.
▪ Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
▪ Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
▪ Распоряжение Комитета по образованию от 25.08.2022 № 1676-р
«Об утверждении критериев оценки качества дополнительных
общеразвивающих
программ,
реализуемых
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными
предпринимателями Санкт-Петербурга».
▪ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
6
молодежи".
▪ Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человек факторов
среды обитания».
▪ Устав ДОУ.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Детский
фитнес» - физкультурно-спортивная.
Актуальность реализации Программы определяется направленностью на
создание условий для общего развития личности обучающихся средствами
физической культуры, сохранение и укрепление здоровья, формирование
ценностного отношения и мотивации к здоровому образу жизни.
Реализация Программы отвечает потребностям и запросам современных
детей и их родителей (законных представителей).
В физическую активность обучающихся можно внести много нового и
интересного благодаря использованию современных фитнес - технологий. Они
включают в себя адаптированные для детского организма системы тренировок с
применением инвентаря и оборудования. Занятия по программе «Детский
фитнес» создают необходимый двигательный режим и положительный
психологический настрой.
Адресат Программы - обучающиеся 5 - 7 лет.
Уровень освоения Программы: общекультурный
Объём и срок освоения: Программа рассчитана на один год обучения. Занятия
проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного академического часа для
обучающихся 5 - 6 лет - 25 мин., для обучающихся 6 - 7 лет - 30 мин.
Обучение с детьми начинается с упражнений силовой тренировки и игрового
стретчинга. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках
мышц тела и суставосвязочного аппарата рук, ног, позвоночника. Это позволяет
предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывает глубокое
оздоровительное действие на весь организм. Далее постепенно добавляются
элементы фитбол-гимнастики и степ-аэробики, музыкально- ритмические
композиции.
Практическая значимость программы состоит в систематическом
применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений, с
регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья.
Дополнительные занятия по физической культуре ориентированы на то,
чтобы заложить у детей стремление к здоровому образу жизни и
самосовершенствованию. Движение в этом направлении сделает физическую
культуру средством непрерывного совершенствования личности.
7
Дети регулярно получают необходимые теоретические сведения, которые
формируют у них сознательное отношение к тому, чем они занимаются, а также
к самому себе, своему телу и своему здоровью.
Для успешной реализации программы анализируются и подбираются те
упражнения, которые необходимы для решения задач.
Принципы и подходы к формированию Программы
▪ Принцип доступности: учёт возрастных особенностей, адаптированность
материала к возрасту детей;
▪ Принцип наглядности;
▪ Принцип индивидуальности - контроль над общим состоянием ребенка, за
дозировкой упражнений;
▪ Принцип систематичности – подбор специальных упражнений и
последовательность их поведения;
▪ Принцип длительности – применение физических упражнений,
способствующих восстановлению нарушений функций возможно лишь
при условии длительного и упорного повторения упражнений;
▪ Принцип умеренности – продолжительность занятий в соответствии с
возрастом детей;
▪ Принцип цикличности – чередование физической нагрузки с отдыхом,
с упражнениями на расслабление.
Программа «Детский фитнес» основана на сочетании ритмичной,
эмоциональной музыки и спортивных упражнений, что делает занятия
привлекательными. Занятия дают возможность гармонично сочетать
упражнения для развития таких качеств, как выносливость, координация
движений, сила и гибкость.
2. Цель и задачи Программы
Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
занятиях физической культурой и спортом посредством детского фитнеса.
Задачи:
Обучающие:
▪ Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата
(формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия);
▪ Формирование представления обучающихся о детском фитнесе;
▪ Обеспечение практического применения теоретических знаний;
▪ Изучение комплексов ОРУ, упражнений на степ-платформах и фитбол
мячах.
▪ Формирование зрительных и слуховых ориентировок;
▪ Приобщение к здоровому образу жизни;
8
▪ Обогащение опыта самопознания дошкольников.
Развивающие:
▪ Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания,
кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;
▪ Совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной
силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости,
скоростных, силовых и координационных способностей, умение
ориентироваться в пространстве;
▪ Развитие памяти, произвольного внимания, наблюдательности;
▪ Развитие чувства ритма, музыкального слуха, умение согласовывать
движения с музыкой;
▪ Развитие детской самостоятельности и инициативы, воображения,
фантазии, способности к импровизации;
▪ Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики
(произвольности, ритмичности и точности движений).
Воспитательные:
▪ Воспитание
трудолюбия,
активности,
настойчивости
и
самостоятельности;
▪ Воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и
творчества в движении;
▪ Воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства,
самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству;
▪ Воспитание
способности
к
сопереживанию,
взаимопомощи,
взаимоподдержки.
3. Планируемые результаты освоения Программы
Целенаправленная работа с использованием фитнес-тренировок позволит
достичь следующих результатов:
Обучающиеся:
▪ Знают фитнес-упражнения, умеют их выполнять;
▪ Знают, что такое «фитбол», как правильно садиться, держать осанку,
выполняют комплексы упражнений на фитболах, соответствующие
возрасту и подготовке обучающихся.
▪ Знают особенности организации упражнений по степ-аэробике.
▪ Знают структуру занятий (разминка, основная часть, заключительная
часть – упражнения на растяжку и расслабление мышц с элементами
дыхательных упражнений);
▪ Умеют выполнять силовые упражнения, танцевальные движения отдельно
и в связке под музыку.
9
Умеют выполнять несложные связки ОРУ без предметов и с предметами
(гимнастические палки, ленты, обручи, мячи, скакалки);
▪ Выполняют элементарные упражнения игрового стретчинга;
▪ Владеют
техникой
самомассажа
(поглаживание,
разминание,
постукивание).
4. Организационно – педагогические условия реализации Программы
▪
Программа «Детский фитнес» реализуется на государственном языке
Российской Федерации - русском.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в спортивном зале, во второй половине дня.
Необходимыми условиями проведения занятий являются проветривание
помещения и обработка всех контактных поверхностей с применением
дезинфицирующих средств.
В наличии должны быть гимнастические маты, музыкальный центр,
предметы для гимнастики, мячи фитболы, степ-платформы (на количество
обучающихся).
Для проведения занятий детским фитнесом каждому обучающемуся
необходимо иметь спортивную форму и обувь.
При занятиях детским фитнесом обязательно нужно учитывать возрастные
особенности обучающихся.
Возраст
обучающихся
5 – 6 лет
Психолого-педагогические особенности обучающихся
▪
▪
▪
6 – 7 лет
▪
Движения старших дошкольников становятся все более
осмысленными, мотивированными и управляемыми. У детей
повышается способность к произвольной регуляции двигательной
активности. Старшие дошкольники обладают достаточным запасом
двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в
своей деятельности. Движения детей приобретают слаженность,
уверенность,
стремительность,
легкость.
Происходит
совершенствование приобретенных ранее двигательных качеств и
способностей: скоростно-силовые и координационные способности
(ловкость), гибкость и выносливость. Отмечается естественный
прирост физической работоспособности и выносливости.
К шести годам у большинства мальчиков и девочек появляется
устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и
физических упражнениях. Они охотно объединяются по интересам,
и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели в
соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам
игры.
С взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения
сотрудничества и партнерства.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в
10
▪
▪
▪
физическом, познавательном, эмоциональном и социальноличностном развитии обучающихся, формируется готовность к
предстоящему школьному обучению. Движения детей отличаются
достаточной координированностъю и точностью. Обучающиеся
хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и
ритма.
Возрастает возможность пространственной ориентировки, заметно
увеличились проявления волевых усилий при выполнении
отдельных упражнений, стремление добиться хорошего результата.
У обучающихся вырабатывается эстетическое отношение к
движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию
движений. Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в
выборе физических упражнений и подвижных игр.
Обучающиеся активно приобщаются к нормам здорового образа
жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме педагог
обогащает представления детей о здоровье, об организме и его
потребностях.
Условия набора и формирования групп
Набор и формирование групп обучающихся производится на основании
заявлений родителей (законных представителей) обучающихся и договора об
оказании платных образовательных услуг с родителями (законными
представителями) обучающихся.
Занятия по данной программе не предполагают предварительного отбора
детей по физическим качествам.
Группы формируются по возрасту детей: 5 – 6 лет и 6 – 7 лет.
Максимальное количество обучающихся в одной группе – 15 человек.
Допускается возможностью добора обучающихся в группу на место
выбывших обучающихся.
Место за обучающимися сохраняется на время его отсутствия в случае
болезни, карантина, прохождения санаторно-курортного лечения, отпуска
родителей (законных представителей) при наличии медицинского заключения о
состоянии здоровья обучающегося, выданного медицинским учреждением или
письменного заявления родителей (законных представителей) на имя
руководителя ДОУ.
Формы работы: занятия, игры, праздники, дни здоровья, консультации
родителей, подготовка спортивных постановок.
Типы занятий: сюжетные, игровые, с предметами, танцевальные.
Формы занятий: групповые.
Методы работы с детьми:
▪ игровой
метод
(драматизация,
театрализация,
игроритмика,
игрогимнастика, музыкально - ритмическая гимнастика);
11
▪ метод сравнения - наглядная демонстрация образцов правильного и
неправильного владения исполнительскими навыками;
▪ метод звуковых и пространственных ориентиров;
▪ метод наглядно-слухового показа;
▪ метод активной импровизации;
▪ метод коммуникативного соревнования;
▪ метод упражнения (многократные повторения музыкально-ритмических
движений).
5. Материально – техническое обеспечение Программы
Спортивный зал
Перечень основного оборудования
Портативная колонка TG 503
Балансир детский
Беговая дорожка
Вестибулярный тренажёр «Перекати поле»
Диск «здоровья» TORRES AL 1010
Кольцеброс
Кольцо баскетбольное профессиональное
Лестница деревянная с зацепами
Мат гимнастический складной
Мостик большой
Моталочки детские
Мяч баскетбольный
Мяч резиновый 100 мм
Мяч резиновый 200 мм
Мяч футбольный АТЕМИТАК р.3.
Мячи фитболы с ручками
Обруч пластиковый 600 мм
Палка гимнастическая
Ракетка бадминтон Wish Chellenger
Скамья гимнастическая
Стенка гимнастическая
Степ – платформа
12
Количество
(шт.)
1
2
2
1
10
2
2
2
4
2
4
12
20
20
12
22
10
30
20
4
3
6
6. Учебный план
Количество часов
Всего
Теория Практика
№
п/п
1.
Название темы
Диагностика
1
-
1
2.
Вводное занятие.
1
1
-
3.
Общая физическая
подготовка
Общеразвивающие
упражнения (ОРУ)
Фитнес-тренировка
13
3
10
14
2
12
Контрольные и
итоговые занятия
Диагностика
2
-
2
1
32
6
1
26
4.
3.
4.
Итого
Формы контроля
Входной контроль
(проверка физических
данных детей, опрос,
обсуждение)
Промежуточный
контроль
(опрос, обсуждение,
анализ движений)
Промежуточный
контроль
(опрос, обсуждение,
анализ движений)
Промежуточный
контроль
(опрос, обсуждение,
анализ движений)
Открытое занятие
Итоговый контроль
7. Календарный учебный график
Группы
Дата начала
занятий
Дата
окончания
занятий
Количество
учебных
недель
Количество
учебных дней
Количество
учебных
часов
Режим занятий
1 группа
01.10.2023
31.05.2024
32
32
32
01.10.2023
31.05.2024
32
32
32
1 занятие
в неделю,
продолжительн
ость одного
академического
часа - 25 мин.
1 занятие
в неделю,
продолжительн
ость одного
академического
часа - 30 мин.
5 – 6 лет
2 группа
6 – 7 лет
13
8. Рабочая программа
8.1. Задачи по возрастным категориям:
1 группа – обучающиеся 5 - 6 лет:
▪ Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата
(формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);
▪ Совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу,
гибкость, выносливость, скорость, координацию);
▪ Улучшать физические способности: координацию движений, силу,
выносливость, скорость.
2 группа – обучающиеся 6 – 7 лет
▪ Повышать двигательную активность детей, используя нестандартное
оборудование.
▪ Развивать чувство равновесия, координацию движений, чувство ритма,
способствовать профилактике плоскостопия, совершенствовать движения
в выполнении упражнений на степах.
▪ Формировать и закреплять навык правильной осанки.
▪ Формировать чувства темпа и ритма движений, внимания,
пространственной ориентации.
▪ Улучшение психического состояния (снижение тревожности и агрессии,
эмоционального и мышечного напряжения).
Планируемые результаты:
Обучающиеся 5 – 6 лет
▪ знают основы теории и практики детского фитнеса – это основные понятия
степ-аэробики, фитбол-гимнастики, игрового стретчинга, манеру
исполнения тех или иных движений; о гигиене и технике безопасности на
занятиях детским фитнесом; о здоровом образе жизни; основные виды
закаливания организма; технику выполнения физических упражнений
детского фитнеса;
▪ выполняют упражнения на фитболе; степ-платфоме, ритмической
гимнастики с предметами;
▪ чувствуют и ощущают музыкальный ритм;
▪ выполняют комплекс ОРУ с мячом, обручем, степ-платформой и т.д.;
▪ владеют упражнениями дыхательной гимнастики;
▪ сформированы двигательные качества: сила, выносливость, быстрота,
гибкость, координационные способности.
Обучающиеся 6 - 7 лет
▪ изучены комплексы ОРУ, выполняют упражнения на степ-платформах и
фитбол мячах, ритмической гимнастики с предметами;
▪ наблюдается стойкий интерес к занятиям физической культурой;
▪ сформированы мотивация потребность в здоровом образе жизни;
воспитательные
результаты:
трудолюбие,
аккуратность,
14
требовательность к себе, самодисциплина; двигательные качества: сила,
выносливость, быстрота, гибкость, координационные способности;
▪ развито чувство ритма, темпа, согласованность движений с музыкой;
▪ владеют упражнениями дыхательной гимнастики;
▪ воспитаны физические и морально-волевые качества.
8.2. Содержание обучения
Фитнес-тренировка состоит из трех частей: вводной, основной и
заключительной. Продолжительность занятия — от 25 до 30 минут в
зависимости от возраста и физической подготовленности детей.
Первая (вводная) часть фитнес-занятия направлена на организацию
обучающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и
психологического настроя. Это достигается с помощью специальных
упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее
разученных и хорошо освоенных комплексов по аэробике, степ-аэробике или
музыкально-ритмических композиций.
Вторая (основная) часть включает силовую тренировку — важную
составляющую любого фитнес-режима. Она способствует наращиванию
мышечной массы, что помогает поддерживать нормальную массу тела. Силовая
тренировка включает упражнения с предметами, упражнения на степплатформе, с мячами, отжимания от пола, качание пресса, подтягивания и т.д.
Элементы акробатики, спортивной гимнастики (упражнения на
гимнастической лестнице, подлезание или кувырки с использованием
различного оборудования) также способствуют развитию силы.
В основную часть фитнес-тренировки можно включить элементы
художественной гимнастики (упражнения с мячами, обручами, лентами и
скакалками).
На первой неделе в занятия включают только один или два вида
элементов, детей знакомят с новыми движениями, закрепляют уже известные.
Это занятие с элементами фитнеса. На второй неделе проводится собственно
фитнес-тренировка. На втором занятии внимание детей акцентируют на
совершенствовании и точности выполнения упражнений под музыку.
Музыкальное сопровождение более целесообразно использовать на
второй неделе, так как на первых обучающих занятиях приходится давать
много словесных указаний и объяснений. По мере освоения упражнений,
достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения
ребенок может соотносить свои действия с определенным музыкальным
ритмом, и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым.
Подвижные игры — одна из составляющих основной части занятия. Их
подбирают с учетом двигательных действий и интереса для детей. Подвижная
игра — игра умеренной психофизической нагрузки на развитие мышления,
памяти, внимания и коммуникативных способностей.
Цель третьей (заключительной) части занятия — восстановление
организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.
Лучше всего в этой части занятия использовать дыхательные упражнения,
упражнения на релаксацию, игрового стретчинга. Они помогают
15
снять напряжение в мышцах. Для поддержания интереса к упражнениям можно
использовать стихи, загадки, речевки.
Детский фитнес носит адаптирующий характер, поскольку учит жить в
социуме, к тому же к каждому ребенку применяется индивидуальный подход.
Мы знаем, как трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься
физическими упражнениями. Ему должно быть интересно это делать не потому,
что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Фитнес- занятия
должны понравиться детям, ведь веселые стихи и музыка, сопровождающие их,
способствуют эмоциональному подъему. Дети будут с удовольствием
выполнять предложенные упражнения, даже сложные и трудные. В этом случае
успех педагога (развитие психофизических качеств детей) и ребенка (овладение
навыками двигательной активности) будет обеспечен.
16
8.3. Календарно-тематическое
планирование 5 - 6 лет
Описание фитнес-тренировок представлено в книге Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5 – 7 лет. – стр. 41-106
Строевые
Ходьба и бег
Прыжки
Метание,
Лазанье,
Подвижные игры
Упражнения
ползание
бросание, ловля
упражнения и
на
равновесие
перестроения
ОКТЯБРЬ
Первая неделя
Диагностика
Вторая неделя
Вводное занятие.
Третья неделя
Тема «Экскурсия в лес» (ОРУ — комплекс 1)
Перестроение в две Ходьба обычная; в
Ходьба по рейке,
Прыжки через 5—6 Подбрасывание
—
Подвижная
колонны, расчет на глубоком приседе; с
гимнастической
предметов (высота большого мяча
игра
«раз», «два» в
поворотом туловища
скамейке, с
15—20 см)
вверх и ловля его
«Возьми
шеренге и в
назад (веселая зарядка перекладывание
Закрепление.
двумя руками с
платочек».
колонне
«Медуза»). Бег
малого мяча из
хлопком, не
Игра малой
«змейкой»; широким
рук вруки над
прижимать к груди
подвижност
шагом; с преодолеголовой
Обучение.
и
нием препятствий
Повторение.
«Шуршаща
(воротца или кубы,
ясказка»
высота 20—25 см)
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 1
НОЯБРЬ
Первая неделя
Тема «Путешествие по городу» (ОРУ — комплекс 2)
Перестроение в две Ходьба обычная в
Прыжки в длину
Перебрасывани
Ползание до
Подвижная игра
Подвижная игра
колонны на месте; колонне; с остановкой
сместа
флажка с толканием
«Найди свое
«Найди свое
е мяча друг
повороты на месте по сигналу(лечь, сесть; Закрепление.
место». Игра
мяча головой
место».
другу
из-за
кругом и
веселая зарядка
(расстояние
4—
5
м)
малой
Малоподвижн
головы
перестроение в три «Велосипед»), Бег
Обучение.
подвижности
ая игра
Повторение.
колонны
обычный; с
«Подкрадись не
«Подкрадись не
преодолением
слышно»
слышно»
17
препятствий (воротца,
предметы)
Вторая неделя
Тема «Путешествие по городу» (ОРУ — комплекс 3)
Повороты на углах Ходьба обычная; с
Прыжки в
и расхождение из
высоким подниманием высоту сместа на
колонны по одному коленей; спиной
двух ногах
вперед, с остановкой по Закрепление.
в разные стороны
сигналу (веселая
зарядка «Маленькая
горка»). Бег обычный;
медленный в
чередовании с
прыжками с ноги на
ногу
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 2
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 3
Перебрасывание
малого мяча из
одной руки в
другую
Обучение.
—II—
Повторение.
Подвижная игра
«Мяч
соседу». Игра
малой
подвижности
«Кто ушел?»
Подвижная игра
«Мяч соседу».
Малоподвижная
игра «Кто
ушел?»
Подтягивание на
скамейке с
помо-щью рук
Закрепление.
Подвижная игра
«Щука». Игра
ма-лой
подвижности
«Хвост змеи»
ДЕКАБРЬ
Первая неделя
Тема «Путешествие в зимний лес» (ОРУ — комплекс 4)
Расчет на «раз»,
Ходьба обычная; с
Ходьба по гимнаедва», «три»;
остановкой по
стической
перестроение по
сигналу (веселая
скамейке
с
расчету;
зарядка «Салют»),Бег перекладывание
построение в
обычный;
м мяча под козвенья за ведущим «змейкой»;
с леном
остановкой
по Обучение.
сигналу
(веселая
зарядка
«Чудесные
ладошки»)
Вторая неделя
Тема «Путешествие в зимний лес» (ОРУ — комплекс 5)
—
18
Перебрасывание
мяча друг другу
из-за головы
Повторение.
Перестроение в
пары и в колонны.
Перестроение в
шеренгу, две
шеренги
Ходьба обычная;
широким шагом;
приставным шагом
лицом по кругу.
Бег обычный;
широким шагом,
мелким шагом, с
остановкой по
сигналу (веселая
зарядка «Салют»)
—
Ходьба по
гимнастической
скамейке с
перекладывание
м мяча под
коленом и над
головой
Закрепление.
Отбивание мяча от
пола
Обучение.
Подлезание
под Дугу в
плотной
группировке
Повторение.
Подвижная игра
«Снежная
перестрелка».
Игра малой
подвижности
«Друзья»
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 4
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 5
ЯНВАРЬ
Первая неделя
Каникулы
Вторая неделя
Тема «Забавы зимушки-зимы» (ОРУ — комплекс 6)
Построение в одну Ходьба с длинным
Ходьба по
Прыжки в глубину
колонну,
шнуром по кругу. Бег
гимнастической в обозначенное
расхождение через обычный; со шнуром
скамейке с
место; «змейкой»
«змейкой»;остановкой
середину по
мешочком с
на одной ноге с
одному в разные
по сигналу (присесть;
песком на
продвижением
стороны
веселая зарядка
голове с
вперед
«Качели-карусели»)
приседанием в
Закрепление.
середине
скамейки
Обучение.
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 6
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 7
ФЕВРАЛЬ
Первая неделя
19
Отбивание мяча от
пола в движении по
прямой
Повторение.
—
Подвижная игра
«Чай- чай-выручай».
Игра малой подвижности «Летает
— не летает»
Тема «Пожарные на учении» (ОРУ — комплекс 7)
Ходьба
по
Перестроение в
Обычная ходьба в
доске
с
одну и три
колонне и шеренге,по
закрытыми
колонны;
сигналу (веселая
глазами
перестроение в
зарядка «Качелишеренгу и в круг
Повторение.
карусели». Бег с
изменением темпа и со
сменой направления
Вторая неделя
Тема «Пожарные на учении» (ОРУ — комплекс 7)
Равнение
в Ходьба с выпадами, по
Ходьба по
колонне, шеренге; сигналу (веселая зарядка доске с
перестроение
в «Лодочка»). Бег
закрытыми
обычный;
в
чередовании
звенья
глазами с
с прыжками с ноги на
поворотом
ногу; медленный бег
посередине
спиной вперед
вокругсебя
Закрепление.
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 8
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 9
Прыжки в длину с
места
Закрепление.
Забрасывание мячав
корзину
Обучение.
—
Подвижная игра
«Розы, тюльпаны».
Игра малой
подвижности
«Котята и
клубочки»
Прыжки в длину с
разбега на 130—
150 см (разбег 8
мин)
Обучение.
Отбивание мяча от
пола в движении и
забрасывание мяча в
корзину
Повторение.
—
Подвижная игра
«Грибы, ягоды,
цветы». Игра малой подвижности
«Тихо — громко»
МАРТ
Первая - Вторая недели
Тема «Мы — юные циркачи» (ОРУ — комплекс 8)
Построение в
Обычная ходьба в
шеренгу, колону;
сочетании с ходьбой
расчет на «раз» и
скрестным шагом
«два»; построение (вперед, вправо,
в один, два круга
влево), в колонне.
Бег обычный;
со сменой
направления;
с остановкой по
сигналу(веселая
Запрыгивание на
высоту с места
Закрепление.
20
Перебрасывание мяча
друг
другу
с
отбиванием его от
земли (3—4 раза)
Повторение.
Передвижен
ие вперед с
помощьюрук
и ног, сидя
на скамейке
Обучение.
Подвижная игра
«Возьми
платочек».
Игра малой
подвижности
«Летела ворона»
зарядка
«Лодочка»)
Вторая неделя
Тема «Мы — юные циркачи» (ОРУ — комплекс 8)
Построение в три
Ходьба обычная в
колонны тройками; сочетании с ходьбой
размыкание и
скрестным шагом
смыкание
(вперед, вправо,
влевоБег обычный; со
сменой
направляющего; с
остановкой посигналу
(веселая зарядка
«Кенгуру»)
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 10
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 11
—
Запрыгивание на
высоту с места и
спрыгивание в
обозначенное
место
Закрепление.
Метание в
вертикальную цель
Обучение.
Передвижени
е вперед с
помощьюрук
и ног, сидя на
скамейке с
остановкой
посерединеи
выпрямление
м ног
Повторение.
Подвижная игра
«Третий лишний».
Игра малой
подвижности
«Тихо —громко»
Метание мешочковс
песком в
горизонтальную цель
(расстояние 3,5—4 м)
Обучение.
Лазанье по
гимнастической
стенке с
переходом с
пролета на
пролет
Повторение.
Подвижная игра
«Ты с мячом играй,
играй, но число не
забывай». Игра
малой подвижности «Скажи
ласковое слово»
АПРЕЛЬ
Первая неделя
Тема «Цирк» (ОРУ — комплекс 9)
Перестроение в
Ходьба обычная;
три колонны на
на высоких
месте и в движении четвереньках;
с выпадами (веселая
зарядка «Экскаватор»),
Медленныйбег в
течение 1 мин,
«змейкой»; с
остановкой по
звуковому сигналу
(лечь на живот)
Вторая неделя
Тема «Цирк» (ОРУ — комплекс 9)
—
Ходьба по
гимнастическо
й скамейке с
продвижением
в прыжках на
двух ногах
посередине
Закрепление.
21
Ходьба в колонне
через середину,
распределение в
разные стороны по
одному
Ходьба обычная;
спиной вперед; с
выпадами; с
остановкой по
сигналу(веселая
зарядка
«Ежик»),
Медленный бег
в течение 1 мин;
«змейкой» с
остановкой по
звуковому
сигналу (поворот вокруг себя)
Ходьба по гимнастической скамейке с продвижением в
прыжках на двух
ногах
Закрепление.
—
Метание мешочков
с песком в
горизонтальную
цель (расстояние
3,5—4 м)
Обучение.
Вис на
гимнастической
стенке:ноги в
стороны, ноги
вместе
Обучение.
Подвижная игра
«Четыре цапли».
Игра малой подвижности «Кольцо-колечко»
Отбивание мяча от
пола в движении с
перемещением
между предметами
Повторение.
Лазанье по
гимнастической
стенке с
перелезанием с
пролета на пролет
Обучение.-
Подвижная игра
«Не урони мяч».
Игра малой подвижности «Хвост
змеи»
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 12
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 13
МАЙ
Первая неделя
Тема «Олимпийские звезды» (ОРУ — комплекс 10)
Построение в три,
Ходьба обычная в Ходьба с
четыре колонны,
колонне парами, по перешагиванием
парами
сигналу (перестрое- через предметы
ние в одну колонну; на скамейке
Закрепление.
веселая зарядка
«Экскаватор»). Бег
на носках, с захлестом голени, по сигналу — остановка
(веселая зарядка
«Салют»)
Вторая неделя - Фитнес-тренировка — комплекс 14
Третья неделя - Итоговые занятия
Четвертая неделя - Диагностика
—
22
8.4. Календарно-тематическое планирование
6 - 7 лет
Описание фитнес-тренировок представлено в книге Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5 – 7 лет. – стр. 107 -181
Строевые
упражнения и
перестроения
Ходьба и бег
Упражнения
на равновесие
Прыжки
Метание,
бросание, ловля
Лазанье, ползание
Подвижные игры
ОКТЯБРЬ
Первая неделя
Диагносика
Вторая неделя
Вводное занятие
Третья неделя
Тема «Осень в лесу»
ОРУ — комплекс 1
В колонну по
Ходьба обычная; на
одному, двое, трое. наружном и
Равнение в шеренге. внутреннем своде
стопы, в
полуприсяде. Бег
обычный; голени
взахлест; с
выбрасыванием
прямых ног вперед
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 1
Ходьба по
гимнастической
скамейке
Обучение
—
НОЯБРЬ
Первая неделя
Тема «Мой город»
ОРУ — комплекс 2
23
Перебрасывание
мяча друг другу изза головы
(расстояние 3-4 м)
из и.п. сидя на
коленях.
Ползание на
высоких
четвереньках по
гимнастической
скамейке
Подвижная игра
«Самый быстрый2,
игра малой
подвижности
«Подкрадись не
слышно»
Построение в
шеренгу; в две, три
колонны, расчет на
«раз», «два»
Вторая неделя
Тема «Мой город»
ОРУ — комплекс 3
Построение в шеренгу; в две, три
колонны, расчет на
«раз»,
«два»;
повороты
направо,налево
Ходьба обычная;
скрестным шагом;
на высоких четвереньках; семенящим шагом. Прыжки с продвижением
вперед: вдоль первой стены на двух
ногах, вдоль второй
стены на правой
ноге, вдоль третьей
— на левой
—
Прыжки в длину с
места
Закрепление.
Перебрасывание
мяча друг другу
из-за головы
Повторение.
Ползание по гимнастической скамейке с толканием
мяча головой
Обучение.
Подвижная игра
«Удочка».
Игра малой подвижности «Кто
ушел?»
Ходьба обычная;
пятки вместе,
носки врозь;
спиной вперед;
семенящимшагом.
Бег обыч- ный;
галоп спиной и
лицом в круг; с
высоким подниманием коленей с
остановкой по сигналу (веселая зарядка «Солдатик»)
—
— II —
Закрепление.
Отбивание мяча от
пола правой и
левой рукой не
менее10 раз
Обучение.
Ползание по гимнастической скамейке с толканием
мяча головой
Повторение.
Подвижная игра
«Птички и клетка».
Игра малой подвижности «Будь
внимателен»
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 2
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 3
ДЕКАБРЬ
24
Первая неделя
Тема «Путешествие в зимний лес»
ОРУ — комплекс 4
Расчет на «раз»,
Ходьба обычная;
«два» и
скрестным шагом,
перестроение в
широким шагом.
две ше-ренги;
Бег обычный;
построениев три
«змейкой»; с
колонны в
выбрасыванием
движении
ног вперед; с
останов-кой по
сигналу (веселая
зарядка
«Салют»)
Вторая неделя
Тема «Путешествие в зимний лес»
ОРУ — комплекс 5
— //—
Ходьба обычная;
приставным шагом
лицом в круг, руки
за головой; на пятках спиной вперед,
руки за спиной. Бег
обычный; прыжками с ноги на ногу
с остановкой по
сигналу; со сменой
направления
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 4
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 5
Ходьба боком по
гимнастической
скамейке с
мешочком с
пескомна голове,
руки встороны
Повторение.
Прыжки на двух
ногах с зажатым
между ногами мячом
Закрепление.
Ходьба боком по
гимнастической
скамейке с мешочком с песком
на голове, руки в
стороны с присоединением посередине
Закрепление.
Прыжки в высоту с
разбега
Обучение.
ЯНВАРЬ
Первая неделя
Каникулы
25
Забрасывание
большого мяча в
корзину (высота –
1,5 м)
Обучение.
— //—
Повторение.
—
Подвижная игра
«Снежная перестрелка». Игра
малой подвижности «Хвост змеи»
—
Подвижная игра
«Четыре цапли».
Игра малой подвижности «Кольцо-колечко»
Вторая неделя
Тема «Забавы зимушки –
зимы» ОРУ — комплекс 6
— //—
Ходьба обычная; с
приставлением
пятки одной ноги к
носку другой ноги;
с остановкой по
сигналу (веселая
зарядка «Качели
-Kapуcели»). Бег
обычный; с заданием (веселая зарядка «Кенгуру»)
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 6
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 7
—
Прыжки в длину с
разбега
Обучение.
— //—
Повторение.
—
Закрепление.
Подвижная игра
«Розы, тюльпаны».
Игра малой подвижности «Садовник»
Влезание на гимнастическую стенку и переход с одного пролета на
другой по диагонали (высота 2 м)
Закрепление.
Подвижная игра
«Третий лишний».
Игра малой подвижности «Дружные пингвины»
ФЕВРАЛЬ
Первая неделя
Тема «Пожарные на учении»
ОРУ — комплекс 7
Построение в
Ходьба обычная;
четыре колонны;
приставным шагом,
через середину
стоя лицом и
расхождение
спиной в круг;
парами направо,
носки вместе, пятки
налево
врозь.Бег обычный;
с заданием (во
время
бега подпрыгнуть и
достать бубен); с
подлезанием под
препятствия
—
Прыжки через
обруч в движении
Обучение.
26
Метание малогомяча в
вертикальную
цель (расстояние
3-4 м)
Повторение.
Вторая неделя
Тема «Пожарные на учении»
ОРУ — комплекс 7
Перестроение
из Ходьба обычная;
одного круга в два скрестным шагом; с
остановкой по сигналу (веселая зарядка «Маленькая горка»). Бег обычный; с перепрыгиванием препятствий
прыжки с продвижением вперед
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 8
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 9
—
—
Повторение.
—
Закрепление.
Лазанье по гимнастической скамейке на спине, с подтягивание руками
Обучение.
Подвижная
игра
«Снежная
перестрелка».
Игра
малой подвижности «Скажи наоборот»
Передвижение
вперед с помощью
рук и ног, сидя на
скамейке с остановкой посередине
и выпрямляя ноги
вперед
Обучение.
Подвижная игра
«Возьми платочек». Игра малой
подвижности «Летела ворона»
МАРТ
Первая неделя
Тема «Весенняя карусель»
ОРУ — комплекс 8
Расчет на «раз»,
Ходьба обычная;
«два», «три» и раз- на носках, по
мыкание по расче- сигналу — на
ту, приставным
низких
шагом в правую и
четвереньках:
левую сторону
скрестным шагом.
Бег «змейкой», с
приседанием по
сигналу; обычный
с заданием для рук
(руки вверх, в стороны, вперед)
—
Впрыгивание с
разбега в четыре
шага на предмет
(высота — 40 см)
Закрепление.
27
Метание в вертикальную цель
Повторение.
Вторая неделя
Тема «Весенняя карусель»
ОРУ — комплекс 9
Ходьба обычная; в
Перестроение из
полуприседе;
с
одной колонны в
остановкой
по
две,
три
в
сигналу (веселая
движении
зарядка
«Лодочка»). Бег со
сменой направлений движения;
взахлест голени;
прыжки из стороны
в сторону на двух
ногах с продвижением вперед
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 10
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 11
Ходьба по узкой
рейке
гимнастической
скамейки с перекладыванием мяча под
коленом
Закрепление.
—
Отбивание мяча с
продвижением
друг к другу с
отбивкой от
земли
(3—4 раза)
Обучение.
— II —
Повторение.
Подвижная игра
«Зоопарк».
Игра малой подвижности «Шел
крокодил»
АПРЕЛЬ
Первая неделя
Тема «Олимпийские звезды»
ОРУ — комплекс 10
Расчет на «раз»,
Ходьба по узкой
«два»,
дорожке с заданиперестроение в две ем на руки, по
шеренги;
сигналу (веселая
повороты направо, зарядка
налево прыжком,
«Велосипед»).
на месте
Бег обычный, в
чередовании с
ходьбойспиной
вперед, по
сигналу (веселая
Прыжки по
гимнастической
скамейке на двух
ногах с продвижением вперед
Закрепление.
—
28
Метание
предметов в
горизонтальную
цельОбучение.
Из виса на
гимнастической
стенке развести
ноги в стороны,
соединить,
поднять вверх
Повторение.
Подвижная игра
«Подмигалы».
Игра малой подвижности «Скажи
наоборот»
зарядка «Кенгуру»)
Вторая неделя
Тема «На солнечной поляночке»
ОРУ — комплекс 11
—
Ходьба обычная;
шагом «сиртаки»; с
перекатом с пятки
на носок. Бег обычный; с преодолением препятствий;
«змейкой»;
с остановкой по
сигналу (веселая
зарядка
«Качели-Kapуcели»)
Третья неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 12
Четвертая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 13
Прыжки
через
короткую
скакалку, стоять
на месте
Обучение.
—
МАЙ
Первая неделя
Тема ОРУ — комплекс 12
29
Повторение.
Лазанье по гимнастической стенке с
переходом на вис,
развести ноги в
стороны, соединить, поднять
вверх
Закрепление.
Подвижная игра
«Бабка-ежка».
Игра малой подвижности «Узнай,
кто позвал»
Построение в три
колонны в движении; расчет на
«раз» «два», «три»;
перестроение из
одного круга в два
на ходу
Ходьба обычная в
чередовании с
ходьбой тройками
по кругу; спиной
вперед. Бег
обычный в
чередованиис
бегом спиной
вперед — по
звуковому
сигналу
Стоять на
гимнастической
скамейке на
носках,
поворачиваться
кру-гом, закрыв
глаза Обучение.
—
Вторая неделя
Фитнес-тренировка — комплекс 14
Третья неделя
Итоговые мероприятия
Четвертая неделя
Диагностика
30
Метание мяча в
вертикальную цель
(расстояние 5—6
м)
Повторение.
—
Подвижная игра
«Зоопарк».
Игра малой
подвижности
«Садовник»
9. Особенности взаимодействия с семьями обучающихся
В основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены
следующие принципы:
• Единый подход к процессу физического развития ребенка;
• открытость ДОУ для родителей (законных представителей);
• взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• уважение и доброжелательность друг к другу;
• дифференцированный подход к каждой семье;
• равная ответственность родителей (законных представителей) и
педагогов.
Цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-педагогической
поддержки семьи в вопросах физического развития детей, в развитии
индивидуальных способностей дошкольников, охраны и укрепления здоровья
детей.
Направления деятельности педагога реализуются в разных формах
(групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приёмов
и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
Направление
деятельности
Диагностико –
аналитическое
направление
Просветительское
и
консультационное
направления
Мероприятия
• Сбор информации о состоянии здоровья ребенка;
индивидуальные
особенности
ребёнка
(личностные, поведенческие, общения);
• Беседы, диалоги с членами семей;
• Опрос, анкетирование;
• Дни открытых дверей;
• Открытые просмотры занятий
• Групповые родительские собрания
• Тренинги
• Консультации
• Информационные стенды
• Сайт ДОО
• Социальные группы в сети Интернет
• Фотографии
• Совместные спортивные праздники и досуги
10. Оценочные материалы
Цель диагностики: выявление уровня двигательных навыков развития
ребёнка (начального уровня и динамики развития, эффективности
педагогического воздействия).
Метод диагностики: наблюдение за обучающимися в условиях выполнения
обычных и специально подобранных заданий, беседы в свободной форме.
Периодичность проведения диагностики – 2 раза – октябрь, май.
Система педагогической диагностики (мониторинга): достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
№
п/п
ФИО
обучающегося
Демонстриру
ет
двигательные
способности
н
к
Выполняет
танцевальные
и
гимнастические
комплексы
Программы
н
к
Выполняет
упражнения
игрового
стретчинга
н
к
Выполняет
силовые
упражнения
н
к
Умение
работать
на степплатформе
н
к
Проявляет
Итого
самостоят
ельность,
творческую
активность.
н
к
н
В процессе наблюдения за деятельностью обучающихся делается вывод о
достижении обучающимися планируемых результатов (показателей) освоения
Программы.
▪ 3 балла - выполняет самостоятельно при минимальном контроле(помощи)
взрослого.
▪ 2 балла - выполняет самостоятельно при напоминании взрослого.
▪ 1 балл - выполняет отдельные движения (элементы) самостоятельно,
основные - совместно со взрослым
11. Методическое обеспечение
Методы реализации Программы:
▪ Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда,
рассказ, беседа, литературные.
▪ Наглядные – показ, имитация, участие педагога в играх и упражнениях,
звуковые и зрительные ориентиры.
▪ Практические упражнения.
▪ Конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь.
▪ Применение необычных исходных положений, быстрая смена
различных положений (сесть, лечь, встать).
▪ Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических
сочетаний, различной последовательности элементов.
▪ Смена способов выполнения упражнений.
▪ Использование в упражнениях предметов различной формы, массы,
объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в
пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими
разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.
На занятиях применяются фитнес технологии, которые вызывают
положительные эмоции, удовлетворяют потребности ребенка в движении,
способствуют физическому развитию и физической подготовленности 29
к
ритмическая гимнастика, степ-аэробика, стретчинг, фитбол – гимнастика,
спортивные и подвижные игры.
12. Список литературы
▪ Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в
дошкольных образовательных учреждениях: Практ. пособие. М., 2007.
▪ Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет –
М.:ТЦ Сфера, 2015
▪ Сулим Е.В. «Занятия физкультурой: игровой стретчинг для
дошкольников» - 3-е изд.- М.: ТЦ Сфера, 2018
▪ Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Оздоровительно-развивающая программа
по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи-Дансе» - Издательство
«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007г.
▪ Власенко Н.Э. «Фитбол – гимнастика в физическом воспитании детей
дошкольного возраста» - Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2015
30
31