Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271
Главная ул., д. 28-а, Екатеринбург, 620061
тел. +7 (343) 252 – 71 – 24, факс +7 (343) 252 – 73 – 19, e-mail: mdou271@eduekb.ru сайт:
www.271.tvoysadik.ru
ОКПО 51830039 ОГРН 1026605414923 ИНН/КПП 6662109473/668501001
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад
комбинированного вида № 271
Протокол № 1
«30» августа 2024 г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ-детский
сад комбинированного
вида № 271
__________С.Ж. Анташян
«30» августа 2024 г.
Приказ № 199
Положение о наставничестве
МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 271
Екатеринбург, 2024
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано с целью организовать системный подход к
профессиональной подготовке педагогов дошкольной организации (далее – ДОО)
посредством наставничества. Наставничество рассматривается как отношения, в которых
опытный или более сведущий педагог помогает менее опытному или менее сведущему
усвоить определенные компетенции. Наставник – это человек, который передает опыт и
навыки.
1.2. Наставничество в ДОО организуется в соответствии с Федеральным законом № 273-Ф3
«Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, профстандартами «Педагог»
(приказ от 18.10.2013 № 544н), «Педагог-дефектолог» (приказ от 15.09.2016), «Педагогпсихолог» (приказ от 24.07.2015) и настоящим положением.
1.3. Основными принципами наставничества являются открытость, компетентность,
соблюдение норм профессиональной этики.
1.4. Действие настоящего положения распространяется на всех членов коллектива ДОО.
1.5. Участие в организации наставничества не должно наносить ущерб основной
деятельности ДОО.
1.6. Срок действия данного положения не ограничен – действует до принятия нового
положения.
2. Цель и задачи наставничества
2.1. Цель наставничества – оказать профессиональную поддержку начинающим педагогам
на этапе освоения новых функциональных обязанностей, минимизировать их
психологические трудности и создать условия для максимально быстрого включения в
образовательный процесс ДОО.
2.2. Основные задачи:
•
•
•
•
обеспечить управленческие, методические, информационные и другие условия для
адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих
категорий педагогов: молодых специалистов; педагогов со стажем, которые только
пришли на работу в данную ДОО; педагогов ДОО, которые вступают в новую
должность;
ознакомить их с приоритетными направлениями и спецификой работы ДОО,
педтехнологиями и методами, которые реализуются в ДОО; особенностями
контингента воспитанников;
совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы опытных
педагогов ДОО;
учить использовать ИКТ в образовательной работе с детьми и при взаимодействии
с родителями;
•
учить использовать профессиональные сайты для самообразования и передачи
педагогического опыта.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Педагоги-наставники в соответствии с задачами:
изучают работу вышеуказанных категорий педагогов, выявляют их проблемы и
трудности;
• проводят анкетирование с целью выявить их личностные качества,
профессиональный уровень, интересы;
• организуют обучение педагогов в следующих формах: стажировка, лекция,
семинар-практикум, контроль и экспертная оценка заместителя руководителя;
моделирование и анализ ситуаций, просмотр видеозаписи собственных занятий и
занятий других педагогов, посещение открытых мероприятий и их анализ,
помощь в конструировании дидактических материалов, беседы, дискуссии,
психологические тренинги, консультации.
•
3.2. Наставничество организуется по плану – составной части годового плана методической
работы.
3.3. Наставники осуществляют свою деятельность на основании приказа заведующего.
3.4. Деятельностью наставников руководят заведующий и заместитель заведующего.
3.5. Заведующий и старший воспитатель выбирают наставников по следующим критериям:
•
•
•
•
•
критерий 1 – наличие знаний и опыта работы, высокий профессионализм, причем
уровень знаний наставника должен значительно превосходить должностные
компетенции его подопечных;
критерий 2 – умение легко и доступно передавать свои знания и опыт новичкам;
критерий 3 – личное желание, чтобы наставничество не воспринималось как
дополнительная нагрузка;
критерий 4 – авторитет в коллективе и влиятельность – наставник должен быть
способен оказывать влияние на всех участников процесса обучения;
критерий 5 – ответственность и организованность.
3.6. Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов.
3.7. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете ДОО.
3.8. Наставник и подшефный педагог назначаются при обоюдном согласии, по
рекомендации педсовета, и утверждаются приказом заведующего ДОО с указанием срока
наставничества (не менее одного года).
3.9. Замена наставника производится приказом заведующего ДОО в случаях:
•
•
•
•
увольнения наставника;
перевода на другую работу подшефного педагога или наставника;
привлечения наставника к дисциплинарной ответственности;
психологической несовместимости наставника и подшефного.
3.10. За работу с подшефными педагогами наставникам предусмотрено вознаграждение:
1. Материальное (стимулирующие выплаты, премии).
2. Нематериальные:
•
•
•
•
участие в конкурсе на лучшего наставника;
включение в кадровый резерв на руководящие позиции;
публичное признание заслуг наставника;
награждение почетными грамотами и благодарностями разного уровня.
4. Права наставника
4.1. Наставник имеет право:
•
•
•
•
•
•
•
самостоятельно планировать работу с подшефными педагогами;
привлекать к проведению обучения подшефных педагогов, психологов,
социального педагога и других педагогических работников ДОО, готовых
транслировать свой опыт работы. Занятия проводят воспитатели с первой и
высшей категорией;
обращаться к администрации с запросом о предоставлении нормативной,
статистической, научно-методической документации;
оценивать результаты работы подшефных педагогов;
представлять к поощрению начинающих педагогов за высокие результаты работы;
выявлять успешный опыт работы среди начинающих педагогов, предлагать
транслировать его в ДОО;
организовывать открытые мероприятия начинающих педагогов.
5. Обязанности и ответственность наставника
5.1. Наставник обязан:
изучать деятельность начинающих педагогов, выявлять существующие проблемы,
ранжировать их по степени значимости для обеспечения качественного
образовательного процесса;
• обеспечивать им методическую, информационную и другие виды помощи, обучать
в различных формах;
• диагностировать и контролировать начинающих педагогов, коллегиально
обсуждать их работу;
• соблюдать педагогическую этику.
•
5.2. Наставник несет ответственность:
за качество контрольно-диагностических обучающих мероприятий;
степень адаптации молодых и вновь прибывших в ДОО педагогов;
улучшение качества образовательной деятельности, которую они организуют;
уровень их готовности к образовательной деятельности с учетом специфики ДОО
и требований ФГОС;
• этичное взаимодействие с подшефными педагогами.
•
•
•
•
6. Документальное оформление деятельности наставников (делопроизводство)
6.1. Заседания наставников оформляются протоколом. Протокол подписывают заместитель
заведующего – председатель собрания наставников и секретарь.
6.2. Нумерация протоколов ведется от начала учебного года.
6.3. Отчет о работе наставников за учебный год в письменном виде предоставляет
заместитель заведующего на итоговом заседании педагогического совета.
7. Заключение
7.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения педагогическим
советом и издания соответствующего приказа заведующего ДОО. После издается приказ о
закреплении наставников.
7.2. Изменения вносятся в положение не реже одного раза в пять лет и утверждаются
приказом заведующего ДОО.