ДОП Театральный калейдоскоп

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271
Главная ул., д. 28-а, Екатеринбург, 620061
тел. +7 (343) 252 – 71 – 24, факс +7 (343) 252 – 73 – 19, e-mail: mdou271@eduekb.ru сайт:
www.271.tvoysadik.ru
ОКПО 51830039 ОГРН 1026605414923 ИНН/КПП 6662109473/668501001

Принято
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад
комбинированного вида № 271
Протокол № 1
«30» августа 2024 г.

Утверждаю
Заведующий МБДОУ-детский
сад комбинированного
вида № 271
__________С.Ж. Анташян
«30» августа 2024 г.
Приказ № 199

Дополнительная общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности «Театральный калейдоскоп»

Разработчик:
Воспитатель
Адамян А.Г.
высшая квалификационная
категория

Екатеринбург, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
I

II

III

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
1.1.2.Принципы и подходы к организации реализации программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей 5 – 7
лет
1.2. Планируемые результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.Образовательная область «Речевое развитие». Модуль «От слова к
букве»
2.2. Образовательная область «Познавательное развитие». Модуль
«Математические ступеньки»
2.3.Ожидаемые результаты реализации программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы
3.2.Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
3.3.Сроки реализации программы

3
3
4
4
5

8
9
9
33
35
37
37
37

I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа (далее по тексту – программа) «Театральный калейдоскоп» предназначена для детей от 5 до 7 лет, составлена с учетом возрастных психологических особенностей. Срок реализации программы - 2 года. Форма обучения
– очная.
Зачисление на обучение по программе осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей). Программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю).
Содержание программы, ее цели и задачи не повторяют задач речевого и художественноэстетического развития, определенных Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования.
Продолжительность одного занятия в старшей группе не превышает 25 мин, в подготовительной группе 30 мин.
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральный калейдоскоп» расширяет и дополняет содержание образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Дополнительная общеобразовательная программа «Театральный калейдоскоп» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (редакция, действующая с 1 марта 2022
года) (далее – ФЗ).
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и
режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
4

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями на 30 сентября 2020
года №533) (далее Порядок)».
6. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
1.1.1.Цели и задачи реализации программы
Цель программы: формирование и раскрытие творческой индивидуальности обучающихся средствами театральной деятельности.
Цель программы достигается путем решения следующих задач:
Предметные
−

познакомить обучающихся с различными видами театров (кукольный, драма-

тический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
−

сформировать у обучающихся элементарную сценическую, исполнительскую

культуру (интонационно-речевую выразительность, выразительных движений);
−

приобщить обучающихся к театральной культуре, обогатить их театральный

опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах,
атрибутах, театральной терминологии.
Метапредметные:
−

способствовать развитию творчески способностей обучающихся;

−

способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся.

Личностные:
−

способствовать формированию у обучающихся чувства самоконтроля;

−

способствовать воспитанию у обучающихся умения работать коллективно:

ставить цель, планировать деятельность, сообща добиваться результа.
1.1.2.Принципы и подходы к организации реализации программы
Отражение и учет результативности идет через принципы совместной деятельности
педагога и ребенка:
−

принцип развивающего обучения: обучение направлено на цели всесторон-

него развития личности, на формирование не только знаний и умений, но и определенных
нравственных и эстетических качеств;
5

−

принцип доступности: обучение и воспитание строится с учетом возрастных

и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок;
−

принцип постепенности, последовательности и систематичности: система-

тичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся;
−

принцип наглядности: в учебной деятельности используются разнообразные

иллюстрации, видео и аудиозаписи;
−

принцип эмоциональной насыщенности (подбор тематики зависит от способ-

ностей и успешного продвижения ребенка);
−

принцип успеха: каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо

сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию
себя как уникальной составляющей окружающего мира.
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей 5 – 7 лет

Характеристики особенностей развития детей 5 – 7 лет
Старшая группа (шестой год жизни)
В этот возрастной период происходит смена периодов вытяжения (с набором длины
тела) и округления (с накоплением массы тела) волнообразно (у мальчиков и девочек) и
рассогласована у детей разных типов конституции.
Мышление
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Развитие мышления
сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления,
комплексные представления, представления о цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит лево-полушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения. Ребёнок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен.
Произвольность познавательных процессов
В этот период ребёнок становится сознательно самостоятельным.
Желая чему-нибудь научиться, он способен выполнять интересующую его деятельность
непрерывно, более чем полчаса. Однако переключаемость с одной задачи на другую
крайне затруднена.
Речь
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится
последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. К пяти
годам ребёнок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребёнок бегло
излагает свои мысли. Рассказывая, интонационно организует речь. Без труда находит в
тексте пропущенное слово, заканчивает незаконченное предложение. Ребёнок способен
оценить, как исполнялся стих, найти ошибки речи у других, чуть позже — у себя.
6

Воображение
Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Физическое развитие
С пяти до шести лет у ребёнка наблюдаются значительные сдвиги в усовершенствовании
моторики и силы. Ребёнок любит бегать, соревнуясь, учиться плавать, кататься на коньках, осваивает лыжи.
Различая у себя правую и левую руку, он не может определить их у других, что иногда
мешает чётко выполнять спортивные задания
Отношения со сверстниками
Ребёнок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что
способствует появлению познавательной мотивации в общении. После пяти лет отношения со сверстниками нередко переходят в дружеские. Появляются друзья обычно его
пола, с которыми он проводит большую часть времени.
Отношения со взрослыми
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Всё больший интерес ребёнка пяти лет направляется
на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. С пяти лет дети твёрдо знают свою
половую принадлежность и даже в играх не хотят её менять.
Развитие произвольности и волевых качеств
позволяют ребёнку целенаправленно преодолевать определённые трудности, специфические для дошкольника.
Нравственное развитие
Зависит от степени участия в нём взрослого, так как именно в общении со взрослым ребёнок узнаёт, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребёнка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость
Эмоциональная сфера
Появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные (любопытство, любознательность, чувство юмора, удивление, моральные,
эстетические), эстетические чувства (чувство прекрасного, чувство героического), моральные чувства (чувство гордости, чувство стыда, чувство дружбы).
К шести годам ребёнок уже стремится управлять своими эмоциями, пытаясь их сдерживать или скрывать от посторонних, что не всегда удаётся.
Продуктивная деятельность
К шести годам ребёнок уже имеет собственное представление о красоте. В этот период
ребёнка привлекает живопись. Ребёнок, используя различные цвета, обычно выражает
свои чувства по отношению к тому, что он изображает, вплоть до оттенков настроения, в
котором он находился.
Игровая деятельность
Свои познания ребёнок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них и зная, как он
сможет сделать замысел реальным. Детям доступно распределение ролей до начала игры,
включение в ролевые диалоги.
Дошкольники осваивают сложные конструктивные игрушки, вплоть до компьютеров. На
улице отдаётся предпочтение спортивным играм.
К шести годам ребёнок практически осваивает большинство необходимых ему навыков:
он аккуратен, следит за своим внешним видом, причёской, обувью, одеждой, обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству.
7

Подготовительная к школе группа (седьмой год жизни)
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии
детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. В 6—7 лет ребёнок —
субъект переживания внутренней жизни.
Мышление
Мышление в этом возрасте характеризуется переходом от наглядно-действенного к
наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом
мышления является наглядно-образное с элементами абстрактного. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Ребёнок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.
Восприятие
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное
влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребёнок начинает активно
использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений
между ними.
Воображение
Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребёнок осваивает
приёмы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной
опоре для их создания.
К концу дошкольного возраста воображение ребёнка становится управляемым.
Внимание
Ребёнок организует своё внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
В этом возрасте значительно возрастают концентрация, объём и устойчивость внимания,
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития
речи, познавательных интересов, внимание становится опосредованным, связано с интересами ребёнка к деятельности. Появляются элементы послепроизвольного внимания.
Память
В 6—7 лет увеличивается объём памяти, что позволяет детям непроизвольно без специальной цели запоминать достаточно большой объём информации. Дети могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший
механический способ запоминания — повторение
Произвольность познавательных процессов
Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции
взрослого, придерживаться игровых правил. Ребёнок стремится качественно выполнить
какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось
Отношения со сверстниками
Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения — активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Эмоциональная сфера
У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
Развитие самосознания
8

Появляется обобщённое отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис
личности «Я» (соподчинение мотивов).
Всё, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.
Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребёнку оценивать самого себя. О моральных качествах ребёнок судит
главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми
в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений.
Игровая деятельность
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать
сложные взаимодействия людей, отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда
открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. Происходит постепенный
переход от игры как ведущей деятельности к учению
1.2.Ожидаемые результаты реализации программы
Предполагаемые умения и навыки детей 5-6 лет
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют манипулировать с куклами верхового театра.
Умеют произносить заданную фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Умеют выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко
произнося слова с нужными интонациями.
Предполагаемые умения и навыки детей 6-7 лет

−
−
−
−
−
−
−
−
−
−

Умеют действовать согласованно.
Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминают заданные позы.
Умеют чисто интонировать в пении.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы.
Имеют навыки игры в театре теней.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют произносить заданную фразу или скороговорку с разными интонациями.
Умеют выразительно прочитать диалоговый стихотворный текст, правильно и четко
произнося слова с нужными интонациями.
Умеют действовать с воображаемыми предметами.

9

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности
Содержание программы включает пять основных блоков
1. Театральная игра:
Направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться
со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов,
сказок.
2. Культура техники речи:
Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики
речи, сохранение русского языка.
Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная
гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи
(научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и
упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
3. Ритмопластика:
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и
упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей
дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
4. Основы театральной азбуки:
Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:
−
−
−
−
−

Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.

5. Основы актерского мастерства:
Целью данного раздела является развитие основ актерского мастерства через средства образной выразительности (мимика, жест, пантомимика).
Старший дошкольный возраст:
10

− совершенствовать образные исполнительские умения;
− развивать творческую активность, самостоятельность в процессе образа; выразительность речевых и пантомимических действий под музыку;
− развивать диалогическую и монологическую речь.
В этом разделе начинаем работать над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, в
которой дети постигают азы актерского мастерства, основы кукловождения. Они проводятся постоянно в каждой возрастной группе, особенно в период подготовительной работы
над спектаклем. Прежде чем начать работу над этюдом, предлагается поиграть с куклой,
подержать ее в руках, хорошенько рассмотреть, попытаться оживить.
6. Работа над спектаклем:
Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой»
(совместное чтение) и «От этюдов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы
целиком; премьера спектакля к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение
ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев;
создание эскизов; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках. Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!). Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется. Результатом работы студии являются
спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.
7. Развитие и тренировка психических процессов:
−
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов – умение изменять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой театрального этюда;
−
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления – на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
−
развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения.
8. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:
−
воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным,
игровым персонажам;
−
воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые
уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;
−
воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находитьсебе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр);
−
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, выполнять вес правила без подсказки взрослого: пропускать старших впереди
себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извинится, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
11

Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Наличие этих частей и расположение их в этой последовательности обеспечивается биологическими закономерностями функционирования организма, определяющими его работоспособность и логикой развертывания образовательного процесса.
Подготовительная часть включает в себя упражнения на дыхание, артикуляцию,
предварительную работу над техникой речи, то есть подготовка речевого и дыхательного
аппарата к дальнейшей работе.
В основной части занятий решаются основные педагогические (образовательные,
оздоровительные, воспитательные) задачи. Происходит обучение посредством театральных
игр, пластических этюдов. Также ведется непосредственно репетиционная работа над спектаклем, усвоение и закрепление полученных навыков.
Заключительная часть. В этой части осуществляется завершение занятия, подводятся итоги занятия.
2.2. Учебно-тематическое планирование
Учебно-тематический план занятий 1-й год обучения (5-6 лет)
№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

1

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

Знакомство. « Пока занавес за- 1
крыт».
Программное содержание:
развивать интерес детей к сценич. искусству; воспитывать
доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со
сверстниками;совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Мяч, шары,
флажки

2

«Сказку ты, дружок, послушай 1
и сыграй».
Программное содержание: развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию, совершенствовать память,
внимание, воображение, общение детей. Мониторинг.

Шапочки,
султанчики

3

Сказка «Зайчик и ежик». Мони- 1
торинг. Программное содержание (далее – Пр.содерж):
развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Шапочки,
султанчики

1. Вводная беседа
2. Игра «Давайте познакомимся».
3. Игра «И я тоже!».
4. Знакомство с театральными терминами
(театр, занавес, реквизит, режиссер, актер, мизансцена).
5. Игра «Птицы, на
гнезда!».
1. Чтение домашнего
стихотворения .
2. Упражнения на дыхание «(Мыльные пузыри», «Веселый пятачок»).
3. Скороговорка «Шесть
мышат».
4. Знакомство с театральным термином (пантомима).
5. Сказка «Зайчик и
ежик».
1. Чтение домашнего
стихотворения.
2. Упражнение на ритмопластику «Медведи в
клетке».
3. Репетиция сказки
«Зайчик и ежик».

12

4

5

Сказка «День рождения Мор- 1
ковки» (инет). Пр.содерж: познакомить детей со сказкой.
Мониторинг.
Репетиция сказки «День рожде- 1
ния Морковки». Пр. содерж:объяснить детям значение
слова «событие»; продолжать
работу над сказкой, обращая
внимание на элементы актерской игры (внимание, общение,
наблюдательность); совершенствовать технику речи, правильную артикуляцию гласных
и согласных. Мониторинг.

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

6

Репетиция сказки «День 1
рождения Морковки».
Пр. содерж: совершенствовать воображение, фантазию детей; готовить их к
действиям с воображаемыми предметами; развивать дикцию. Мониторинг.
Репетиция сказки «День 1
рождения Морковки». Пр.
содерж: совершенствовать
память, внимание, общение
детей; работать над голосом. Мониторинг.

7

8

9

10

Колво
часов

Театральные игры.
1
Пр. содерж: развивать внимание, наблюдательность,
быстроту реакции, память.
Действия с воображаемыми 1
предметами.
Пр. содерж: способствовать
развитию чувства правды и
веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.
Репетиция сказки «День 1
рождения Морковки». Пр.
содерж: продолжать работу

Стол, стульчики

1. Чтение домашнего
стихотворения.
2. Чтение сказки, обсуждение.
1. Чтение домашнего
стихотворения.
2. Упражнение для голоса «Воробьи».
3. Знакомство с театральным термином (событие).
4. Репетиция 1-го события.

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

Стол, стульчики

1. Чтение домашнего стихотворения.
2. Работа над дикцией (скороговорки).
3. Игра «День рождения».
4. Репетиция 1 и 2 событий.

Стол, стульчики

1. Чтение домашнего стихотворения.
2. Упражнение на дыхание
«Насос» . 3.Упражнение на
артикуляцию гласных.
4. Работа над дикцией (скороговорки).
5. Репетиция 1, 2 и 3 событий.
1. Игра «Веселые обезьянки».

Кувшин с водой, стакан,
шнур.

Стол, стульчики
13

2. Игра «Поварята».
1. Беседа на тему «Действия
с воображаемыми предметами».
2. Выполнение действий с
предметами и без предметов.
3. Игра «Что мы делаем, не
скажем, но зато покажем».
1. Упражнение на дыхание
«Цветочный магазин».

над эпизодами сказки; совершенствовать
чувство
правды и веры в предлагаемые обстоятельства.

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

11

12

13

14

2. Упражнение на артикуляцию согласных (свистящие
и шипящие звуки).
3. Работа над скороговорками.
4. Репетиция 1, 2, 3 событий
сказки.

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

Репетиция сказки «День 1
рождения Морковки». Пр.
содерж: продолжать работу
над эпизодами сказки.

Стол, стульчики

1. Упражнение на дыхание
«Цветочный магазин».
2. Упражнение на артикуляцию согласных (свистящие
и шипящие звуки).
3. Работа над скороговорками.
4. Репетиция событий
сказки.

Игра на действие с вообра- 1
жаемыми предметами. Пр.
содерж:
способствовать развитию
чувства правды и веры в вымысел; учить действовать
на сцене согласованно.
Разыгрывание этюдов.
1
Пр. содерж: познакомить
детей с понятием «этюд»;
развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и
жестов.
Репетиция сказки «День 1
рождения Морковки».
Пр. содерж: продолжать работу над эпизодами сказки;
совершенствовать внимание, память, фантазию, воображение детей.

Бутафорская
гиря

1. Упражнение с гирей.
2. . Знакомство с театральным термином (декорация).
2. Игра «День рождения».

Стол, 2 стула,
табличка «Театральная
касса»

1. Беседа на тему «Что такое этюд?».
2. Работа над этюдами:
* «Покупка театрального
билета»;
* «Утешение».
1. Упражнение на речевое
дыхание «Свеча».
2. Артикуляционная гимнастика, работа над голосом.
Упражнение «Прыгуны».
3. Репетиция эпизода «Помидор».

14

15

Разыгрывание этюдов
1
Пр. содерж: учить детей
действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг
друга.

Видео картинки.

1.Этюды на эмоции.
2. Знакомство с театральными терминами (грим, парик).

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

16

Репетиция спектакля «День 1
рождения Морковки»
Пр. содерж: добиваться сведения всех эпизодов сказки
в единый спектакль; совершенствовать
чувства
правды, веры в вымысел.

Детали костюмов, реквизит, стол,
стулья.

1. Работа над техникой речи
(скороговорки).
2. Репетиция спектакля.

17

Репетиция спектакля «День 1
рождения Морковки»
Пр. содерж: репетировать
спектакль с использованием
музыки, костюмов, реквизита, декораций, занавеса;
обратить внимание детей на
правильное произношение
слов в диалогах, выполнение правил игры.

Декорации,
занавес, стол,
стулья, реквизит, костюмы.

Приглашаем на просмотр
детей ср. группы.

18

Спектакль «День рождения 1
Морковки».
Пр.задачи:
творческий отчет по театральной деятельности
Театральная игра.
1
Пр. содерж: развивать зрительную и слуховую память, внимание, координацию движений, чувство
ритма.

Декорации,
занавес, стол,
стулья, реквизит, костюмы

Приглашаем на показ своих
сверстников и родителей.

19

20

Колво
часов

1. Беседа о спектакле «День
рождения Морковки».
2. Работа по технике речи:
упражнения на дыхание и
дикцию.
3. Игра «Японская машинка».

Ритмопластика.
1
Пр. содерж: учить детей
произвольно реагировать на

1. Беседа о театре.
2. Игры на развитие двигательных способностей:
15

музыкальный сигнал; развивать умение передавать в
свободных импровизациях
характер и настроение музыки.

* «Снеговик»;
* «Баба Яга».

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

21

Театрализованная
игра 1
«Угадай, что я делаю?»
Пр. содерж: развивать память, воображение детей.

22

Разыгрывание этюдов
1
Пр. содерж: учить детей
действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг
друга.

23

Театральная игра “Люби- 1
тель-рыболов»
Пр. содерж: развивать воображение,
музыкальный
слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.

1. Этюд «Любитель-рыболов».
2. Разучивание текста и мелодии песни «Любительрыболов», Старокадомского-Барто.

24

Театральная игра “Люби- 1
тель-рыболов»
Пр. содерж: развивать воображение,
музыкальный
слух, память, общение, умение действовать с воображаемыми предметами.
Театральная игра «Одно и 1
то же по-разному»
Пр. содерж: развивать воображение, фантазию детей.

1. Беседа о песне «Любитель-рыболов», Старокадомского-Барто 2.Разучивание песни
3. . Этюд «любитель-рыболов».

25

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

1. Беседа о театрализованной игре.
2. Игра «Угадай, что я делаю?».
Видео картинки

Палочка, маленький мячик, записная
книжка, стул
маленький и
стул большой.

16

1.Этюды на эмоции.
2. . Знакомство с Знакомство с театральными терминами (аплодисменты, антракт)

1. Игра «Одно и то же поразному».
2. Знакомство с театральными терминами (жест).
3. Игра «Превращение предмета».

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

26

27

Средства
решения задач

Деятельность, методы и формы
учебно-воспитательного процесса

Театральная игра «Круго- 1
светное путешествие». Пр.
содерж:
Развивать фантазию, умение оправдывать свое поведение.

Декорации:
корабль, домик.

1. Игра «Кругосветное путешествие».
2. Исполнение песни «Любитель-рыболов», Старокадомского-Барто

Игра «Кругосветное путе- 1
шествие». Пр. содерж:
Дать детям возможность
проявить себя в предлагаемых обстоятельствах; развивать чувства правды,
веры в вымысел и смелость,
сообразительность, воображение и фантазию.
Ритмопластика
1
Пр. содерж: развивать умение детей равномерно размещаться по площадке; двигаться, сталкиваясь друг с
другом, в разных темпах.

Реквизит, костюмы, маски

1. Продолжение игры «Кругосветное путешествие».
2. Танец дикарей
3. Игра «День рождения».
4. Исполнение песни «Пусть
бегут неуклюже».

Аудиозапись

1. Игра «Конкурс лентяев».
2. Знакомство с театральными терминами (реплика,
репетиция).
2. Игра «Гипнотизер».

29

Культура и техника речи.
1
Пр. содерж: развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать
ассоциативное мышление
детей.

Мяч

1. Творческие игры со словом:
* «Сочини сказку»;
* «Ручной мяч».
2. Игры со скороговорками.

30

Играем спектакль «День 1
рождения Морковки»
Пр. содерж: продемонстрировать актерскую игру малышам.

Декорации,
реквизит, костюмы.

1. Переодевание детей в костюмы героев.
2. Встреча зрителей
( мл гр).
3. Показ спектакля «День
рождения Морковки».

28

Колво
часов

17

4. Фотографирование зрителей с исполнителями ролей
героев сказки.
5. Подведение итога спектакля.

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

Колво
часов

31

Чтение пьесы «Незнайка и 1
все, все, все» (По мотивам
сказки Носова)
Пр. содерж: Прочитать и обсудить пьесу.

32

Видеопросмотр
пьесы 1
«Незнайка и все, все, все»,
обсуждение.
Пр. содерж: учить детей
высказывать свое мнение о
прочитанной пьесе, увиденном спектакле.

33

Работа над эпизодами пьесы 1
«Незнайка и все, все, все».
Пр. содерж:работать с импровизированным текстом
эпизодов пьесы; развивать
воображение, память, фантазию.

34

Репетиция эпизода пьесы 1
«Незнайка и все, все, все»
Пр. содерж: работать с импровизированным текстом
эпизода; развивать воображение, память, фантазию,
внимание детей.

35

Театральная игра.
1
Пр. содерж: учить детей
свободно перемещаться в
пространстве, координировать свои действия с товарищами.

Средства
решения задач

Видео спектакля.

Стол, несколько предметов, стулья.

18

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

1. Беседа о творчестве
Н.Носова.
2. Чтение пьесы «Незнайка
и все, все, все».
3. Знакомство с театральными терминами (монолог,
диалог).
1. Беседа о прочитанной
пьесе.
2. Деление пьесы на эпизоды.
3. Импровизация сказки.

1. Упражнения на артикуляцию гласных и согласных
(«Ручей»).
2. Работа над скороговорками «(На дворе трава»).
3. Репетиция эпизодов
пьесы с импровизированным текстом.
1. Работа над техникой речи
:
*Дыхание («Насос»);
* Упражнения на дикцию
(«За-за», «Заяц», «Как у бабушки козел»).
2.Репетиция 1-го эпизода
пьесы.
1. Упражнение с предметами.
2. Упражнение со стульями.
3. Игра «Руки-ноги».

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

36

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

Театральная игра.
1
Пр. содерж: способствовать
развитию чувства правды и
веры в вымысел.

«Трон», корона

37

Культура и техника речи.
1
Пр. содерж: совершенствовать четкость произношения (дыхание, артикуляция,
дикция, интонация)

Фанты

1. Игра «Король».
2. Знакомство с театральными терминами (рептиция,
2. Игра «День рождения».
1. Упражнение на опору дыхания «Эхо».
2. Игра «Птичий двор».
3. Упражнение «Гудок».

38

Ритмопластика.
1
Пр. содерж: развивать чувство ритма, координацию
движений, умение согласовывать действия друг с другом.

1. Упражнение «Ритмический этюд».
2. Знакомство с театральными терминами (бутафория).
3. Игра «Считалочка».

39

Репетиция эпизодов пьесы 1
«Незнайка и все, все, все»
Пр. содерж: продолжать работу над сценическим воплощением пьесы; развивать воображение, фантазию, память детей.

1. Беседа о героях 1-го и 2го эпизодов пьесы.
2. Репетиция 1-го и 2-го
эпизодов пьесы.

40

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все»
Пр. содерж: продолжать работу над сценическим воплощением
пьесы
«Незнайка и все, все, все»;
развивать
воображение,
фантазию, память детей.

1. Беседа о героях 3-го эпизода пьесы.
2. Репетиция 3-го эпизода.
3. Репетиция 2-го эпизода.
4. репетиция 1-го эпизода.

19

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

41

Театральная игра «Мете- 1
лица».
Пр. содерж: учить детей
ориентироваться в окружающей обстановке, развивать
внимание и наблюдательность, музыкальную память, умение верно интонировать мелодию и действовать с воображаемыми
предметами.
Культура и техника речи.
1
Пр. содерж: продолжать совершенствовать речевой аппарат; учить детей пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

1.Игра «Метелица».

43

Ритмопластика.
1
Пр. содерж: развивать чувство ритма, координацию
движений,
пластическую
выразительность и музыкальность.

1. Разминочные упражнения.
2. Упражнения на внимание
и координацию.
3. Речедвигательная координация.

44

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все».
Пр. содерж: развивать внимание, воображение, память, совершенствовать общение.

1. Беседа по предстоящей
репетиции 4-го эпизода.
2. Репетиция 4-го и 5-го
эпизодов.

45

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все».
Пр. содерж: развивать внимание , фантазию, воображение, общение , память детей.

1. Разучивание слов 1-го, 2го, 3-го, 4-го, 5-го эпизодов
пьесы.
2. Репетиция 5-го эпизода.

42

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

1. Упражнение на дыхание
«Спать хочется».
2. Упражнение на гласные и
согласные «Шутка».
3. Работа над пословицами
и поговорками.

20

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

Колво
часов

Средства
решения задач

46

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все».
Пр. содерж: добиваться от
участников спектакля органичного существования на
сцене; обращать внимание
детей на знание и произношение поэтического текста;
следить за дыханием и артикуляцией.

1. Тренинг на дыхание
(Упражнения «Свеча»,
«Насос»).
2. Тренинг на артикуляцию
гласных и согласных.
3. Репетиция 1-го, 2-го, 3-го,
4-го, 5-го эпизодов пьесы.

47

Культура и техника речи.
1
Пр. содерж: пополнять словарный запас, развивать образное мышление детей.

1. Игра «Ворона».
2. Работа над стихотворением «Веселые чижи»

48

Ритмопластика.
1
Пр. содерж: развивать чувство ритма, координацию
движений,
пластическую
выразительность и музыкальность.

1. Разминочные упражнения.
2. Упражнения на внимание
и координацию.
3. Речедвигательная координация.
4. Игра «Зернышко»

49

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все».
Пр. содерж: совершенствовать элементы актерской
игры, память, внимание,
фантазию, общение («если
бы») в предлагаемых обстоятельствах.

50

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все».
Пр. содерж: разучивать
текст пьесы, добиваться общения героев.

Атрибуты.

Деятельность, методы и формы
учебно-воспитательного процесса

1. Беседа о 6-ом эпизоде.
2. Репетиция на импровизированном тексте эпизода.

1. Разучивание текста 6-го
эпизода.
2. Беседа о 7-ом эпизоде и
репетиция с импровизированным текстом.

21

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

51

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

Театральная игра «Морское 1
путешествие»
Пр. содерж: дать детям возможность представить себя
в образе матросов; развивать фантазию, и воображение, внимание, память, общение.

Корабль, веревка, якорь,
колокол
(рында).

1. Беседа о профессии моряка.
2. Разучивание песни «Бескозырка белая».
3. Игра «Морское путешествие».

52

Культура и техника речи.
1
Пр. содерж: развивать четкое, верное произношение
гласных и согласных; учить
детей бесшумно брать и добирать дыхание, пользоваться интонацией.

Корабль, домик, деревья.

1. Работа над дыханием.
2. Работа над произношением поэтического текста.

53

Ритмопластика.
1
Пр. содерж: развивать гибкость, подвижность кистей,
пальцев и рук.

1. Беседа на тему «Рукиглавный орган движения с
точки зрения физической
выразительности актера в
роли».
2. Упражнения для рук
«Волна», «Плавники».

54

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все».
Пр. содерж: разучивать
текст пьесы, добиваться общения героев.

1. Разучивание 7-го эпизода.
2. Беседа о 8-ом эпизоде.
3. Репетиция 7-го эпизода.

55

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все».
Пр. содерж: совершенствовать память, внимание детей.

1. Разучивание текста 7-го
эпизода.
2. Беседа о 8-ом эпизоде.
3. Игра эпизодов с импровизированным текстом.

22

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

56

Сводная репетиция пьесы 1
«Незнайка и все, все, все».
Пр. содерж: дать всем детям
поиграть
в
сказку
«Незнайка и все, все, все».

57

Репетиция пьесы «Незнайка 1
и все, все, все».
Пр. содерж: совершенствовать интонацию, развивать
память детей.

1. Разучивание текста 9-го
эпизода.
2. Репетиция 10-го эпизода
с импровизированным текстом.

58

Репетиция финала спек- 1
такля «Незнайка и все, все,
все».
Пр. содерж: отрабатывать
коллективный танец.

1. Репетиция финала спектакля спектакля «Незнайка
и все, все, все».
2. Отработка танцевальных
движений.

59

Ритмопластика.
Музы- 1
кально-пластические
импровизации.
Пр. содерж: учить детей передавать в пластических
свободных образах характер
и настроение музыкальных
произведений.

.

1. Упражнение «Осенние
листья».
2. Упражнение «Бабочки».
3. Упражнение «Утро».

60

Культура и техника речи. 1
Скороговорки.
Пр. содерж: формировать
правильное произношение,
артикуляцию; учить детей
быстро и четко проговаривать труднопроизносимые
слова и фразы.

Удилище (на
леске магнит),
рыбки с магнитами и скороговорками

1. Игра «Любитель-рыболов»
2. Работа со скороговорками.

Костюмы, ша- 1. Репетиция спектакля.
почки.
2. Анализ показа.

23

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

61

Театральная игра «Кару- 1
сель».
Пр. содерж: воспитывать
музыкальность, внимание,
умение соизмерять свои
действия с действиями товарищей; работать над дикцией и голосом.

1. Театральная игра «Карусель».

62

Репетиция финала спек- 1
такля «Незнайка и все, все,
все».
Пр. содерж: закреплять мизансцены, репетировать танец и хоровую дикламацию.

1.Беседа о театральной терминологии (мизансцена).
2. Репетиция финала спектакля «Незнайка и все, все,
все».

63

Репетиция
спектакля 1
«Незнайка и все, все, все».
Пр. содерж: провести репетицию, используя все выразительные средства спектакля (декорация, музыка,
костюмы, свет, реквизит,
бутафория).
Премьера
спектакля 1
«Незнайка и все, все, все».

64

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

Декорации,
Репетиция.
костюмы, реквизит, бутафория.

Приглашаем сверстников,
родителей.

65

Повторный показ спектакля 1
«Незнайка и все, все, все».

Приглашаем детей.

66

Театральная игра.
1
Пр. содерж: развивать воображение, фантазию детей;
учить подбирать рифмы к
словам.

1. Развлекательная программа «Это вы можете».
2. Игра на внимание «Последний герой».

67

Показ спектакля «День рож- 1
дения Морковки».
Познакомить детей с особенностями театрального
искусства.

Приглашаем детей. После
просмотра дети-артисты (и
педагог) отвечают зрителям
на вопросы о спектакле, фотографируются актеры со
зрителями.

24

№
зан

Тема занятий,
развивающие задачи

68

Колво
часов

Средства
решения задач

Деятельность, методы и
формы учебно-воспитательного процесса

Театральная игра «Морское 1
путешествие».
Пр. содерж: создать веселую и непринужденную атмосферу на занятии, подбодрить зажатых и скованных детей.

Корабль, веревка, якорь,
колокол
(рында).

1. Беседа о профессии моряка.
2. Разучивание песни «Бескозырка белая».
3. Игра «Морское путешествие».

69

Театральна игра «Сам себе 1
режиссер».
Пр. содерж: создать условия
для импровизации миниспектакля.

Элементы костюмов, атрибуты.

1.Дети делятся на группы и
самостоятельно сочиняют
сюжеты мини-спектаклей;
распределяют роли; играют.
2. Домашнее задание.

70

Театральна игра «Сам себе 1
режиссер».
Пр. содерж: создать условия
для импровизации миниспектакля.

Элементы костюмов, атрибуты.

1. Продолжается просмотр
самостоятельных режиссерских работ детей.

71

Театральная игра «Цирко- 1
вое представление».
Пр. содерж: создать условия
для организации цирковых
номеров.

Элементы костюмов, атрибуты.

1. Клоунада «Наездники».
2. Номер «Гимнастки».

72

Театральная игра «Цирко- 1
вое представление».
Пр. содерж: создать условия
для организации цирковых
номеров.

Банные халаты, бутафорские
штанга и
гиря.

1. Цирковой номер «Штангисты-тяжеловесы».
2. Цирковой номер «Гири»

25

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Описание материально-технического обеспечения программы

Основное оборудование учебное пособие «От слова к букве», «Математические ступеньки», счетные палочки, карандаш простой, карандаши цветные, ножницы, клей, цветная бумага, цветной и белый картон.
Информационно-методическое обеспечение реализации Программы: телевизор,
проектор, экран.
Учебно-наглядные пособия: иллюстрированные карточки с различными идеями
моделей, карточки из набора для развития воображения ребенка, сюжетные картинки для
пересказа, картины «Времена года».
3.2.Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
• Федосова Н.А. От слова к букве. 5 – 7 лет. Учеб.пособие для образоват.организаций.
в 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Федосова. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 111с.: ил. – (Преемственность).
• Волкова С.И. Математические ступеньки. 5 – 7 лет : учеб.пособие для образоват.организаций / В.С.Волкова. – 12-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 95с. [8] л. ил. – (Преемственность).
• Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5- 7 лет / [Н,А,Федосова,
Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др.; науч.рук.Н.А,Федосова]. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 159с.
3.3.Сроки реализации программы
Систематическое и целенаправленное обучение дополнительной общеразвивающей
программы «Буратино», осуществляется на занятиях, которые являются одной из форм образовательной работы с детьми в дошкольной образовательной организации.
Занятия проводятся в течение учебного года. В старшей группе 2 раза в неделю, в
подготовительной группе 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая, подготовительная к школе группа).
Данная программа рассчитана на 9 месяцев обучения детей 5 – 7 лет с разным уровнем речевой готовности к школе.
Формы и режим занятий: проведение занятий планируется 8 раз в месяц фронтально,
продолжительностью 25– 30 минут.

26

Формы подведения итогов реализации программы: проведение итогового занятияразвлечения.
Длительность курса ДОП «Буратино»
№
п/п

Возраст детей

Модуль
«От
слова к
букве»
(часы)

Модуль «Математические ступеньки» (часы)

2

Дети 5 - 6 лет
(старшая
группа)

36

36

8

9

72

3

Дети 6 - 7 лет
(средняя
группа)

36

36

8

9

72

27

Количество Количество
занятий в
учебных
месяц
месяцев

Итого
(часы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».