Описание АОП ДО
Адаптированная образовательная программа (далее – Программа) дошкольного
образования муниципального бюджетного дошкольного учреждения – детского сада
комбинированного вида № 271 (далее МБДОУ) разработана в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155,
зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в
редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано
в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и
федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1022) (далее
– ФАП ДО).
Программа реализуется в группе компенсирующей направленности. Она
выстроена в соответствии с традиционными возрастными периодами дошкольного
возраста.
Образовательная деятельность в МБДОУ осуществляется на русском языке. В
группу компенсирующей направленности принимаются дети в возрасте от 5 лет до 7 лет.
Комплектование группы компенсирующей направленности осуществляется после
медико-психолого-педагогического обследования детей на основании заключения территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии МБДОУ
«Центр развития ребенка — детский сад Радуга» , которая устанавливает (уточняет)
диагноз и даёт рекомендации по выбору направлений коррекционно-педагогической
работы с ребёнком, на основании заявления родителей (законных представителей),
приказа заведующего МБДОУ.
Режим работы МБДОУ определен в соответствии с Уставом. Продолжительность
пребывания детей в МБДОУ - 10,5-часовое пребывание с 07.30 до 18.00 часов, исключая
выходные и праздничные дни при 5-дневной рабочей неделе. Программа реализуется в
течение всего времени пребывания детей в МБДОУ. Срок реализации Программы
рассчитан на 2 года. Период определяется сроком поступления и завершения ребенком
дошкольного образования в МБДОУ. В соответствии с п. 1.3 ФГОС ДО учитывается
возможность освоения ребенком Программы на любом этапе ее реализации.
Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования,
определяемых общими и особыми потребностями обучающегося с ТНР, ЗПР
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого
ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы:
1. реализация содержания АОП ДО;
2. коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
3. охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в
том числе их эмоционального благополучия;
4. обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в
период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации,
языка, социального статуса;
5. создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТНР, ЗПР как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
6. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7. формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, ЗПР развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
8. формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР, ЗПР;
9. обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных
представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР,
ЗПР;
10. обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального
общего образования.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена образовательными парциальными программами, выбранными участниками
образовательных отношений, направленными на развитие детей в нескольких
образовательных областях (социально-коммуникативное, художественно-эстетическое),
видах деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная).
1)
Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки». 2010;
2)
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры: Парциальная программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб.и
доп. – СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСКТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2023. – 304 с.: ил.
Структура Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые
результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к
формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых
ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной
деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником; характер
взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к
себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в различных видах
деятельности, таких как:
1.
Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
2.
Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогическим работником
и другими детьми).
3.
Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и
социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими
видами активности ребенка, как:
• восприятие художественной литературы и фольклора,
• самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
• конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу,
природный и иной материал,
4.
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
5.
Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
6.
Двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей
работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
1.
Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях
группы компенсирующей направленности.
2.
Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного
потенциала.
3.
Учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР, ЗПР
удовлетворение которых открывает возможность общего образования.
Программа обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования
обучающихся 5 – 7 лет в условиях группы компенсирующей направленности.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия,
обеспечивающие развитие ребенка с ТНР, ЗПР особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в
календарном плане воспитательной работы МБДОУ.
Объем обязательной части основной образовательной программы составляет не менее
60% от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее
общего объема.