1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 271
Главная ул., д. 28-а, Екатеринбург, 620061
тел. +7 (343) 252 – 71 – 24, факс +7 (343) 252 – 73 – 19, e-mail: mdou271@eduekb.ru сайт: www.271.tvoysadik.ru
ОКПО 51830039 ОГРН 1026605414923 ИНН/КПП 6662109473/668501001
Принято
Педагогическим советом
МБДОУ-детский сад
комбинированного вида № 271
Протокол № 1
«30» августа 2024 г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ-детский
сад комбинированного
вида № 271
__________С.Ж. Анташян
«30» августа 2024 г.
Приказ № 199
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической
направленности «Театральный калейдоскоп»
Разработчик:
Воспитатель
Адамян А.Г.
высшая квалификационная
категория;
воспитатель
Калагина Н.Ф.
первая квалификационная
категория
Екатеринбург, 2024
2
Содержание
I Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи реализации программы
1.3 Планируемые результаты реализации программы
II Содержательный раздел
2.1 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
2.2 Взаимодействие с родителями
2.3 Календарно-тематическое планирование
III организационный раздел
3.1 Особенности организации предметно-пространственной среды
3.2 Формы работы
3.3 Режим занятий
3.4 Формы подведения итогов реализации программы
3.5 Критерии оценки уровня умений и навыков по развитию творческих и
речевых способностей через театрализованную деятельность
4
4
5
6
8
8
9
10
22
22
22
22
22
23
I Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека—
это составная часть социально-экономических и духовных направлений
современного общественного устройства.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и
находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою
выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые
образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать
тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное
наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и
способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению
любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия,
развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности
проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. У ребенка
развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и
изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной
деятельностью и выступления перед зрителями способствуют реализации
творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению
самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно
берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою
позицию,
умения,
знания,
фантазию. Упражнения на развитие речи,
дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение
игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше
овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и
легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие
промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся
четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и
познавать окружающий мир.
Программа
составлена на основе авторской программы Щеткина
А.В «Театральная деятельность в детском саду». Разработан учебнотематическийплан занятий по театрализованной деятельности. Программа
описывает подготовку по театрализованной деятельности детей дошкольного
возраста 5—7 лет с учетом требований ФГОС ДО.
4
1.2
Цель и задачи реализации программы
Цель – развитие творческих способностей и речевого
посредством театрализованной деятельности.
развития детей
Задачи:
Театральная игра
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по
площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность
произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц; запоминать слова
героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес
к сценическому искусству. Упражнять в четком произношении слов,
отрабатывать дикцию. Воспитывать нравственно- этические качества, культуру
поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со
сверстниками, любовь к фольклору.
Ритмопластика
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный
сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или
последовательно. Развивать координацию движений; учить запоминать заданные
позы и образно передавать их. Развивать способность искренне верить в любую
воображаемую ситуацию. Добиваться создания образа животных с помощью
выразительных пластических движений. Воспитывать гуманные чувства.
Культура и техника речи
Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие
дыхания и свободы речевого аппарата. Направлен на развитие речевого дыхания,
правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять
небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Учить произносить
скороговорки и стихи, тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства. Пополнять
словарный запас ребенка.
Основы театральной культуры
Этот раздел призван обеспечить условия для обладания дошкольниками
элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией
театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства.
Культура зрителя.
Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
5
Работа над спектаклем включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а
также работу
над
спектаклем
—
от
этюдов
к
рождению
спектакля. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные
состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно,
презрительно, осуждающе, таинственно и т. п); пополнять словарный запас,
образный строй речи.
1.3 Планируемые результаты овладения программы
Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующее
развитие духовного потенциала и творческой активности.
Сформированность умений находить средства выразительности и
эмоциональности состояния.
Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест,
пантомимика.
Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности
(общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца);
произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие,
любознательность).
Развитие всех сторон речи, четкой, ясной дикции.
Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по
всестороннему развитию личности ребенка.
К
концу реализации программы предполагается овладение детьми
следующими знаниями, умениями и навыками:
Ребенок должен знать:
− назначение театра;
− деятельность работников театра;
− виды театров;
− виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр
зверей, клоунада;
− знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Ребенок должен уметь:
− передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
− контролировать внимание;
− понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с
помощью интонации;
− выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и
четко произнося слова с нужными интонациями.
− принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого
героя;
− изменять
свои переживания,
выражение лица, походку, движения в
соответствии с эмоциональным состоянием.
6
− уметь составлять предложения с заданными словами.
− уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
− уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
Ребенок должен иметь представление:
− о сценическом движении;
− о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
− об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Ребенок должен владеть навыками:
− культурного поведения в театре;
− определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
− подбора собственных выразительных жестов;
− психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
− произнесения небольших монологов;
− произнесения
развернутых
диалогов в
соответствии
сюжетом инсценировки.
с
Возраст детей и срок реализации программы
Данный вариант программы рассчитан на детей, начиная с 5 до 7 лет. В
студию принимаются все желающие воспитанники, не имеющие медицинских
противопоказаний.
Срок реализации программы – 1 год.
Время обучения–72 часа в год.
Система оценки освоения программы проводится на основе наблюдения и
анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняются
диагностические карты (см. приложение).
7
II Содержательный раздел
2.1 Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Театрализованная деятельность
образовательные области:
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
интегрирует
в
себе
следующие
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается
умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда,
заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать
друг другу;
Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм,
уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие,
отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества.
Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих
героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя
его характер, учатся оценивать поступки героев художественного
произведения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, предметами
ближайшего окружения, природными явлениями;
Расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание
театрализованных игр и упражнений.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием
артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок,
потешек. Происходит развитие всех сторон речи.
Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети
учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными
произведениями различных жанров происходит приобщение детей к
словесному искусству, развитие литературной речи.
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на
литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира,
произведения искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов
кукольных
театров,
элементов
костюмов
к
выбранной
для
разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной
деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному
искусству.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие физических качеств, таких как координация и гибкость;
Правильное формирование
опорно-двигательной системы
организма,
8
развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
− Правильное выполнение основных движений;
− Овладение подвижными играми с правилами;
− Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
− Становление ценностей здорового образа жизни;
Занятия проводятся по следующей схеме:
− введение в тему;
− создание эмоционального настроения;
− театрализованная деятельность(используются методы и приемы: чтение,
рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем
способа действия, театрализованные игры, игры
импровизации,
индивидуальные творческие задания,
сочинение сказок, придумывание
историй для постановки, подготовка этюдов и мини-сказок, драматизаций, с
дальнейшим показом зрителям)
2.2 Взаимодействие с родителями
− Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
− Консультации для родителей.
− Анкетирование.
− Совместные спектакли.
План взаимодействия с родителями
Сроки
1 квартал
2 квартал
3 квартал
Тема
Форма проведения
«Роль театрализованной деятельности Стендовая информация
в развитии творческих способностей
детей.
«Знаете ли вы своего ребёнка?»
анкетирование
Совместная экскурсия в
«Вещи нашего края»
школьный музей
«Мои любимые герои»
Выставка рисунков
«Театральная мозаика»
Стендовая информация
«В мире сказок»
Фотовыставка
9
2.3 Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
Тема занятия
Цели и задачи
Занятие 1. Игровая Развивать
интерес
программа
«Пока детей к сценическому
занавес закрыт»
искусству
.Воспитывать
доброжелательность,
коммуникабельность в
отношениях
со
сверстниками.
Совершенствовать
внимание,
память,
наблюдательность.
Содержание
Занятие 2. Сказку Развивать
речевое
ты,
дружок, дыхание, правильную
послушай и сыграй
артикуляцию, дикцию.
Совершенствовать
память,
внимание,
воображение, общение
детей.
Музыкальное
1.
Упражнения сопровождение,
«Мыльные
реквизит Солнце,
пузыри»,
Ветер, Заяц , Еж.
«Веселый
пятачок».
2. Скороговорка
«Шесть мышат в
камышах
шуршат».
3. Сказка «Зайчик
и ежик».
1. Упражнение на Музыкальное
ритмопластику
сопровождение,
«Медведи
в реквизит Солнце,
клетке».
Ветер, Заяц, Еж.
2.
Репетиция
сказки «Зайчик и
ежик».
е
Музыкально
1. Чтение сказки сопровождение,
Ш.
Перро книга.
«Красная
Шапочка».
2.
Беседа
о
прочитанной
сказке.
Музыкально
е
Занятие 3. Сказка Развивать умение детей
«Зайчик и Ежик»
искренне
верить
в
любую воображаемую
ситуацию.
Занятие 4. Сказка Ш. Познакомить детей со
Перро
«Красная сказкой
Ш.
Перро
Шапочка»
«Красная Шапочка».
Занятие
5. Объяснить
детям
10
Оборудование
Украшения студии,
Вводная магнитофон.
1.
беседа.
2.
Игровая
программа
- игра «И я тоже»
- игра на знание
театральной
терминологии.
Игра «Птицы, на
гнезда!»
Репетиция
сказки значение
слова
«Красная Шапочка» «событие»; продолжать
работу над сказкой,
обращая
внимание
детей на элементы
актерской
игры
(внимание,
общение,
наблюдательность).
Совершенствовать
технику
речи,
правильную
артикуляцию гласных и
согласных
Занятие
6. Совершенствовать
Репетиция
сказки воображение, фантазию
«Красная Шапочка» детей; готовить их к
действиям
с
воображаемыми
предметами; развивать
дикцию.
Занятие
7. Совершенствовать
Репетиция
сказки память,
внимание,
«Красная Шапочка» общение
детей.
Работать над голосом.
1.
Упражнение сопровождение,
для
голоса книга. Атрибуты
«Воробьи».
для персонажей.
2.
Беседа
о
театральной
терминологии.
3.
Репетиция
сказки «Красная
Шапочка».
Работа
над
дикцией.
2.
Репетиция
события «Работа
дровосеков».
Музыкально
е
сопровождение,
книга. Атрибуты
для персонажей
Музыкально
е
1. Работа над сопровождение,
дыханием,
книга. Атрибуты
артикуляцией.
для персонажей
2. Работа над
голосом.
3. Репетиция I, II
и III событий
сказки «Красная
Шапочка».
Занятие
8. Развивать
внимание, 1. Игра «Веселые Атрибуты для игр
Театральные игры
наблюдательность,
обезьянки».
быстроту
реакции, 2.
Игра
«Поварята».
память.
Октябрь
Тема занятия
Занятие 9. Действия
с
воображаемыми
предметами
Цели и задачи
Способствовать
развитию
чувства
правды и веры в
вымысел;
учить
действовать
согласованно
на
сцене.
Занятие
10. Продолжать работу
Репетиция
сказки над
эпизодами
«Красная Шапочка» сказки.
Совершенствовать
Содержание
1. Беседа на тему
«Действия
с
воображаемыми
предметами».
2. Игра «Что мы
делаем, не скажем,
но зато покажем».
Упражнение
на
дыхание
и
на
артикуляцию
согласных.
11
Оборудование
Магнитофон,
емкость с водой,
скакалка.
Книга, атрибуты для
персонажей.
чувство правды и
веры в предлагаемые
обстоятельства
Занятие
11. Продолжать работу
Репетиция
сказки над
событием
«Красная Шапочка» «Красная Шапочка в
лесу».
Занятие 12. Игра на
действие
с
воображаемыми
предметами
Занятие
Разыгрывание
этюдов
13.
Занятие
Разыгрывание
этюдов
14.
Занятие
Разыгрывание
этюдов
15.
Занятие
16.
Репетиция
сказки
«Красная Шапочка»
2. Репетиция I, II, III
эпизодов
сказки
«Красная Шапочка».
1. Упражнения на
дыхание,
на
артикуляцию. Работа
над скороговорками.
2.
Репетиция
события
«Красная
Шапочка в лесу».
Способствовать
1. Упражнение со
развитию
чувства штангой.
правды и веры в 2.
Игра
«День
вымысел.
Учить рождения».
действовать
согласованно
на
сцене
Познакомить детей с 1. Беседа на тему
понятием
«этюд»; «Что такое этюд?»
Работа
над
развивать
умение 2.
этюдами
«Покупка
передавать
билета в театр»,
эмоциональное
состояние
с «Утешение».
помощью мимики и
жестов.
Учить
детей Разыгрывание
действовать
в этюдов на основные
условиях вымысла, эмоции:
радость,
общаться
и гнев,
грусть,
реагировать
на удивление,
страх,
поведение
друг отвращение
друга.
Учить
детей Разыгрывание
действовать
в этюдов на эмоции:
условиях вымысла, гнев, отвращение.
общаться,
реагировать
на
поведение
друг
друга.
Продолжать работу 1. Упражнения на
над
эпизодами дыхание,
сказки.
артикуляционная
Совершенствовать
гимнастика, работа
внимание,
память, над
голосом.
фантазию,
2.
Репетиция
воображение детей.
эпизода
«Хитрый
Волк».
12
Книга, атрибуты для
персонажей
,магнитофон
Магнитофон,
бутафорская штанга
Реквизит
разыгрывания
сценок
для
Реквизит
разыгрывания
сценок
для
Реквизит
разыгрывания
сценок
для
Книга, атрибуты для
персонажей
,
магнитофон
Ноябрь
Тема занятия
Занятие
Ритмопластика
Цели и задачи
17. Развивать
умение
передавать
в
свободных
импровизациях
характер
и
настроение музыки.
Учить
детей
произвольно
реагировать
на
музыкальный сигнал.
Занятие
18. Развивать
память,
Театрализованная
воображение детей.
игра «Угадай, что я
делаю»
Содержание
1. Игры на развитие
двигательных
способностей
«Снеговик», «Баба
Яга».
2. Беседа о театре
Оборудование
Музыкальное
сопровождение,
реквизит для игр
Занятие
19. Добиваться сведения
Репетиция спектакля всех эпизодов сказки
«Красная Шапочка» «Красная Шапочка»
в единый спектакль.
Совершенствовать
чувства правды, веры
в вымысел.
Занятие
20. .
Репетировать
Репетиция спектакля спектакль «Красная
«Красная Шапочка» Шапочка»
с
использование света,
реквизита, костюмов,
музыки , декорации.
Обращать внимание
детей на правильное
произношение слов в
диалогах,
верное
исполнение песни.
Занятие
21. Творческий
отчет
Спектакль «Красная деятельности студии
Шапочка»
1.
Работа
над Детали костюмов
техникой
речи.
Скороговорки.
2.
Репетиция
спектакля «Красная
Шапочка».
1. Игра «Угадай, что Магнитофон
я делаю?»
2. Беседа
о
театрализованной
игре
Репетиция спектакля Магнитофон
«Красная Шапочка». ,реквизит ,костюмы
,декорации
Дети
показывают
спектакль «Красная
Шапочка»
своим
сверстникам
и
родителям.
Занятие
22. Развивать
1.
Беседа
о
Театральная игра
зрительную
и спектакле «Красная
слуховую
память, Шапочка».
внимание,
2. Работа по технике
координацию
речи: упражнения на
движений,
чувство дыхание и дикцию,
ритма.
игра
«Японская
машинка».
13
Магнитофон
,реквизит ,костюмы
,декорации
Атрибуты для игр
Занятие
Театральная
«Любительрыболов»
23. Развивать
игра воображение, память,
музыкальный
слух
,общение,
умение
действовать
с
воображаемыми
предметами.
Занятие
25. Развивать
Театральная
игра воображение,
«Одно и то же пофантазию детей.
разному»
1. Этюд «Любитель- Текст
песни,
рыболов».
магнитофон
2.
Разучивание
текста и мелодии
песни «Любительрыболов», муз. Н.
Старокадомского,
сл. А. Барто.
1. Игра «Одно и то Реквизит для игр
же
по-разному».
2.
Игра
«Превращение
предмета».
Декабрь
Тема занятия
Цели и задачи
Занятие
26. Развивать фантазию,
Театральная
игра умение оправдывать
«Кругосветное
свое поведение.
путешествие»
Занятие 27. Игра Дать
детям
«Кругосветное
возможность
путешествие»
проявить себя в
предлагаемых
обстоятельствах;
развивать
чувства
правды,
веры
в
вымысел и смелость,
сообразительность,
воображение
и
фантазию
28. Цель.
Развивать
Занятие
умение
детей
Ритмопластика
равномерно
размещаться
по
площадке;
двигаться,
не
сталкиваясь друг с
другом, в разных
темпах.
Занятие
29. Развивать
Культура и техника воображение,
речи
пополнять
словарный
запас,
активизировать
ассоциативное
мышление детей.
Содержание
Игра «Кругосветное
путешествие».
Оборудование
Музыкальное
сопровождение,
костюмы, маски
Продолжение игры Музыкальное
«Кругосветное
сопровождение,
путешествие».
костюмы, маски
1. Игра «Конкурс Музыкальное
лентяев».
сопровождение
2.
Игра
«Гипнотизер».
1. Творческие игры мяч
со словом «Сочини
сказку»,
«Ручной
мяч».
2.
Игры
со
скороговорками.
14
детям
Занятие 30. Играем Дать
спектакль «Красная возможность
попробовать себя в
Шапочка»
разных
ролях;
продемонстрировать
актерскую
игру
сверстникам.
пьесу
Занятие 31. Чтение Прочитать
«Теремок»
и
пьесы «Теремок»
обсудить .
Занятие
Обсуждение
«Теремок»
32. Учить
детей
пьесы высказывать
свое
мнение
о
прочитанной книге,
увиденном
спектакле.
с
Занятие 33. Работа Работать
над эпизодами пьесы импровизированным
текстом
эпизодов
«Теремок»
«Теремок»;
развивать
воображение,
память, фантазию.
1.
Переодевание
детей
в
героев.
2. Встреча зрителей
(детей мл.группы).
3. Показ спектакля
«Красная Шапочка».
Костюмы,
декорации,
музыкальное
сопровождение
1.
Беседа
о
творчестве С. Я.
Маршака.
2. Чтение пьесы С.
Я.
Маршака
«Теремок»
1.
Беседа
о
прочитанной пьесе
С. Я. Маршака
«Теремок».
2. Деление пьесы на
эпизоды.
3.
Импровизация
сказки «Теремок».
1. Упражнения на
артикуляцию
гласных
и
согласных.
2.
Работа
над
скороговорками.
3.
Репетиция
эпизодов
пьесы
«Теремок»
с
импровизированным
текстом.
книга
книга
Музыкальное
сопровождение
Январь
Тема занятия
Занятие
34.
Репетиция эпизода
пьесы «Теремок»
Цели и задачи
Работать
с
импровизированным
текстом эпизода пьесы
«Теремок».
Развивать
воображение,
память,
фантазию,
внимание
детей.
Занятие
35. Учить детей свободно
Театральная игра
перемещаться
в
пространстве,
координировать
свои
действия с товарищами.
15
Содержание
Оборудование
1.
Работа
над Реквизиты для игр
техникой
речи
(дыхание, дикция).
2. Репетиция I
эпизода «Это что
за теремок?».
Стулья,
стол
1. Упражнение с предметы для игры
предметами.
на
внимание,
2. Упражнение со музыкально
е
стульями.
сопровождение
3. Игра «Рукиноги».
Занятие
36. Способствовать
Театральная игра
развитию
чувства
правды и
веры
в
вымысел.
Занятие
37. Совершенствовать
Культура
и четкость произношения
техника речи
(дыхание, артикуляция,
дикция, интонация).
Занятие
38. Развивать
чувство
Ритмопластика
ритма,
координацию
движений;
умение
согласовывать действия
друг с другом.
Занятие
39. Продолжать работу над
Репетиция
сценическим
эпизодов
пьесы воплощением
пьесы
«Теремок»
«Теремок»;
развивать
воображение, фантазию,
память детей.
Занятие
40. Продолжать работу над
Репетиция пьесы сценическим
«Теремок»
воплощением
пьесы
«Теремок»;
развивать
воображение, фантазию,
память детей.
Занятие
Театральная
«Метелица»
1. Игры «Король», Атрибуты для игр,
«День рождения».
музыкальное
сопровождение
1. Упражнение на
опору
дыхания
«Эхо».
2. Игра «Птичий
двор».
3.
Упражнение
«Гудок».
1.
Упражнение
«Ритмический
этюд».
2.
Игра
«Считалочка».
Беседа о героях I
эпизода «Это что
за теремок?» и II
эпизода «Веселее
жить вдвоем».
1. Репетиция III
эпизода «Веселее
жить
втроем».
2. Репетиция II
эпизода «Веселее
жить
вдвоем».
3. Репетиция I
эпизода «Это что
за теремок?»
41. Учить ориентироваться Игра «Метелица».
игра в
окружающей
обстановке,
развивать
внимание
и
наблюдательность,
память,
верно
интонировать мелодию
и
действовать
с
воображаемыми
предметами.
16
Музыкальное
сопровождение
Музыкальное
сопровождение
Атрибуты
персонажей
для
Музыкальное
сопровождение,
атрибуты
для
персонажей
Музыкальное
сопровождение
Февраль
Тема занятия
Занятие
42.
Культура и техника
речи
Занятие
Ритмопластика
Цели и задачи
Продолжать
совершенствовать
речевой
аппарат;
учить
детей
пользоваться
интонациями,
произнося
фразы
грустно, радостно,
удивленно, сердито.
43. Развивать
чувство
ритма, координацию
движений,
пластическую
выразительность и
музыкальность.
Занятие
Репетиция
«Теремок»
44.
пьесы
Занятие
Репетиция
«Теремок»
45.
пьесы
Занятие
Репетиция
«Теремок»
46.
пьесы
Содержание
1. Упражнение на
дыхание
«Спать
хочется».
2. Упражнение на
гласные и согласные
«Шутка».
3.
Работа
над
пословицами
и
поговорками
1.
Разминочные
упражнения.
2. Упражнения на
внимание
и
координацию.
3. Речедвигательная
координация.
Развивать внимание, 1.
Беседа
по
воображение,
предстоящей
память,
репетиции эпизода
совершенствовать
IV «Жить мы будем
общение.
вчетвером».
2. Репетиция IV и V
эпизодов.
Развивать внимание, 1. Разучивание слов
фантазию,
I, II, III, IV, V
воображение,
эпизодов
пьесы.
общение,
память 2.
Репетиция
V
детей.
эпизода
«Крепко
заперт теремок».
Добиваться
от
1.
Тренинг
на
участников
дыхание
и
спектакля
артикуляцию
органичного
и
существования
на гласных
сцене.
Обращать согласных.
внимание детей на 2. Репетиция I, II, III,
V
эпизодов
знание
и IV,
пьесы «Теремок».
произношение
поэтического текста.
Следить
за
дыханием
и
артикуляцией.
17
Оборудование
Спокойная музыка
Музыкальное
сопровождение
Музыкальное
сопровождение
,атрибуты
персонажей
Музыкальное
сопровождение
,атрибуты
персонажей
Музыкальное
сопровождение
,атрибуты
персонажей
для
для
для
Занятие
47. Пополнять
Культура и техника словарный
запас,
речи
развивать образное
мышление детей
Занятие
Ритмопластика
Занятие
Репетиция
«Теремок»
48. Развивать
чувство
ритма, координацию
движений,
пластическую
выразительность и
музыкальность.
49. Совершенствовать
пьесы элементы актерской
игры,
память,
внимание, фантазию,
общение («если бы»)
в
предлагаемых
обстоятельствах.
1. Игра «Ворона»,
работа над звуками
рис. Упражнение на
дыхание.
2.
Работа
над
стихотворением
«Веселые чижи».
1.
Разминочные
упражнения.
2. Упражнение на
внимание
и
координацию.
3. Речедвигательная
координация.
4.
Игра
на
двигательные
способности
«Зернышко».
1. Беседа об VI
эпизоде
«Может,
как-нибудь вдвоем
мы ворота отопрем».
2. Репетиция на
импровизированном
тексте эпизода.
Атрибуты для игр,
музыка.
Стихотворение С.Я
Маршака «Веселые
чижи»
Музыкальное
сопровождение,
атрибуты для игр
Музыка, атрибуты
для персонажей
Март
Тема занятия
Занятие
50.
Репетиция
пьесы
«Теремок»
Цели и задачи
Разучивать
поэтический текст
пьесы, добиваться
общения героев.
Содержание
1.
Разучивание
поэтического текста
VI эпизода «Может,
как-нибудь вдвоем
мы
ворота
отопрем».
2. Беседа о VII
эпизоде
«Где
ворота? Подавайте
их
сюда!»
и
репетиция
с
импровизированным
текстом.
Занятие
51. Дать
детям 1.
Беседа
о
Театральная
возможность
профессии моряка.
игра «Морское представить себя 2.
Разучивание
путешествие»
в образе матросов. песни «Бескозырка
Развивать
белая».
фантазию
и 3. Игра «Морское
воображение,
путешествие». Дети
внимание, память, в
творческом
общение.
полукруге.
18
Оборудование
Музыка,
атрибуты
персонажей
для
Музыкальное сопровождение:
песня «Бескозырка белая»,
атрибуты моряков
Занятие
52. Развивать четкое,
Культура
и верное
техника речи
произношение
гласных
и
согласных; учить
детей бесшумно
брать и добирать
дыхание,
пользоваться
интонацией.
Занятие
53. Развивать
Ритмопластика гибкость,
подвижность
кистей, пальцев и
рук.
1.
Работа
над Стулья,
дыханием.
инструменты
2.
Работа
над
произношением
поэтического текста.
Беседа на тему
«Руки — главный
орган движения с
точки
зрения
физической
выразительности
актера в роли».
2. Упражнения для
рук
«Волна»,
«Плавники».
Занятие
54. Разучивать
1. Разучивание VII
Репетиция
поэтический текст эпизода
«Где
пьесы
пьесы; добиваться ворота? Подавайте
«Теремок»
общения героев.
их сюда!» и его
репетиция.
2. Беседа о VIII
эпизоде «Петуха я
утащу».
Занятие
55. Совершенствовать 1.
Разучивание
Репетиция
память, внимание поэтического текста
пьесы
детей.
VII эпизода «Где
«Теремок»
ворота? Подавайте
их
сюда!»
2. Беседа о VIII
эпизоде «Петуха я
утащу!»
Занятие
56. Дать всем детям Репетиция
Сводная
спектакля
с
VI
возможность
репетиция
поиграть в сказку эпизода «Это что за
пьесы
Теремок?» до IX
«Теремок».
«Теремок»
эпизода.
Занятие
57. Совершенствовать 1.
Разучивание
Репетиция
интонацию,
текста IX эпизода
пьесы
развивать память «Погоня за Лисой!»
«Теремок»
детей.
2. Репетиция
X
эпизода .
19
музыкальные
Музыкальное сопровождение
Музыкальное сопровождение
,реквизит для персонажей
Музыкальное сопровождение,
реквизит для персонажей
Музыкальное сопровождение
,реквизит для персонажей
Музыкальное сопровождение,
реквизит для персонажей
Апрель
Тема занятия
Цели и задачи
Занятие
58. Отрабатывать
Репетиция финала коллективный танец
пьесы «Теремок»
Занятие
59.
Ритмопластика.
Музыкальнопластические
импровизации
Занятие
60.
Культура
и
техника
речи.
Скороговорки
Занятие
61.
Театральная игра
«Карусель»
Занятие
62.
Репетиция финала
спектакля
«Теремок»
Учить
детей
передавать
в
пластических
свободных образах
характер
и
настроение
музыкальных
произведений.
Формировать
правильное
произношение,
артикуляцию; учить
детей быстро и четко
проговаривать
труднопроизносимы
е слова и фразы.
Воспитывать
музыкальность,
внимание,
умение
соизмерять
свои
действия
с
действиями
товарищей. Работать
над
дикцией
и
голосом.
Закреплять
мизансцены,
репетировать пляску
и
хоровую
декламацию
четверостишия
«Нынче
праздник
веселый у нас».
Содержание
Оборудование
1. Репетиция финала
спектакля «Теремок».
2.
Отработка
танцевальных
движений
номера
«Пляска друзей».
1.
Упражнение
«Осенние
листья».
2.
Упражнение
«Бабочки».
3. Упражнение «Утро».
Музыкальное
сопровождение
,реквизит
персонажей
1. Игра «Любительрыболов».
2.
Работа
со
скороговорками.
Музыкальное
сопровождение
,атрибуты
рыбалки
Театральная
«Карусель».
Музыкальное
сопровождение
игра Музыкальное
сопровождение
1. Беседа о театральной Музыкальное
терминологии.
сопровождение
2. Репетиция финала
спектакля «Теремок».
20
для
для
Занятие
Репетиция
спектакля
«Теремок»
63. Провести
репетицию,
используя
все
выразительные
средства спектакля
Дети в творческом Декорации,
свет,
полукруге.
Педагог реквизит, бутафория,
назначает
костюмы, музыка
исполнителей
ролей,
ответственных
за
костюмы,
реквизит,
занавес
и
игровой
занавес, выход героев
спектакля на сцену;
дежурных по залу и
встрече гостей.
Занятие 64. Премьера спектакля «Теремок»
Занятие 65. Повторный показ спектакля «Теремок»
Май
Тема занятия
Цели и задачи
Занятие
66. Развивать
Театральная игра
воображение,
фантазию
детей;
учить
подбирать
рифмы к словам.
Занятие 67. Показ Познакомить детей с
спектакля «Красная особенностями
Шапочка»
театрального
искусства.
Занятие
68. Создать веселую ,
Театральная
игра непринужденную
«Морское
атмосферу
на
путешествие»
занятии, подбодрить
зажатых
и
скованных детей.
Занятие
69. Создавать условия
Театральная
игра для импровизации
«Сам
себе мини-спектакля.
режиссер»
Занятие
Театральная
«Сам
режиссер»
Содержание
Развлекательная
программа «Это вы
можете».
Оборудование
Стихотворения,
загадки
,стулья,
музыка
Спектакль «Красная
шапочка»
Декорации,
свет,
реквизит,
бутафория,
костюмы, музыка
Методику
Музыкальное
проведения
этой сопровождение
театральной
игры ,атрибуты
для
см. в занятии 51
моряков
Дети делятся на
группы
и
самостоятельно
сочиняют сюжеты
мини-спектаклей;
распределяют роли,
уточняют вместе с
педагогом развитие
сюжета
и
фантазируют
предлагаемые
обстоятельства
70. Создавать условия Продолжается
игра для импровизации просмотр
себе мини-спектакля.
самостоятельных
работ детей.
Занятие 71.72 Показ спектакля «Теремок» младшим группам
21
Атрибуты
актеров
для
Спектакли
разыгрывают масках
и
костюмах,
используя
декорации, реквизит.
III Организационный раздел
3.1 Особенности организации предметно-пространственной среды
Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным
аппаратом, костюмы, маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в
группе; куклы для разных видов театров, музыкальное оборудование.
3.2 Формы работы
−
−
−
−
−
−
−
−
−
−
Занятия.
Игры - занятия.
Игры - загадки.
Занятия - путешествия.
Игр - драматизации.
Занятия - путешествия.
Игры - драматизации.
Совместная деятельность педагога и воспитанников.
Самостоятельная деятельность воспитанников.
Игры, упражнения, этюд
3.3 Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Длительность занятий составляет – 25 минут – старшая группа; 30 минут –
подготовительная группа.
3.4 Формы подведения итогов реализации программы
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы
различные формы:
− занятия,
− участие в концертах,
− открытое занятие для родителей,
− показ драматизаций для детей сада, родителей.
22
3.5 Критерии оценки уровня умений и навыков по развитию творческих
и речевых способностей через театрализованную деятельность
Основы
театральной
культуры
Эмоциональ
но-образное
развитие
Высокий
уровень
(3
балла)
Проявляет
устойчивый
интерес
к
театральной
деятельности.
Знает правила
поведения
в
театре.
Называет
различные
виды
театра,
знает
их
различия.
Творчески
применяет
в
спектаклях
и
инсценировках
знания
о
различных
эмоциональных
состояниях
героев,
использует
различные
средства
выразительност
и
(мимику,
жест,
позу,
движения)
Основы
Проявляет
коллективно согласованност
й творческой ь действий с
деятельност партнерами на
и
всех
этапах
работы
над
спектаклем
Средний уровень Низкий уровень Итого
(2 балла)
(1 балл)
баллов
Интересуется
театрализованной
деятельностью.
Не проявляет
интереса
к
театрализованн
ой
Знает
правила деятельности.
поведения
в Знает правила
театре.
поведения
в
театре.
Использует свои
знания
в Затрудняется
театрализованной назвать
виды
деятельностью.
театра.
Владеет знаниями
о
различных
эмоциональных
состояниях
и
может
их
продемонстриров
ать.
Различает
эмоциональные
состояния
и
характеристики
,
но
затрудняется их
продемонстрир
овать
Требуется
средствами
помощь
в мимики, жеста,
выразительности движения
Проявляет
Проявляет
согласованность
согласованност
действий
с ь действий с
партнерами
в партнерами в
планировании
планировании
коллективной
коллективной
деятельности
деятельности
23
Культура
речи
Четко и ясно
произносит
слова,
умеет
регулировать
громкость,
правильное
речевое
дыхание,
хорошо
развиты
слуховое
внимание,
речевой слух,
умело
использует
интонационные
средства
выразительност
и.
Хорошо
развита
монологическа
я
и
диалогическая
речь.
Совершенствуе
тся
звуковая
сторона речи,
грамматически
й
строй,
расширение
словаря. Умеют
связанно,
последовательн
о
пересказывать
литературные
произведения,
составлять
сказки,
рассказы.
Четко и ясно
произносит слова,
старается
регулировать
громкость
при
произношении
слов, использует
средства
выразительности,
развито слуховое
внимание,
речевой слух
24
Слова
произносит не
четко
из-за
неправильного
произношения
звуков,
не
умеет
регулировать
громкость при
произношении
слов и фраз,
интонационные
средства
выразительност
и
использует
при
помощи
воспитателя.
Список литературы
1 Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со
взрослыми и сверстниками.— СПб., 1998.
2
Базанов В. В. Техника и технология сцены. —Л., 1976.
3
Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.
4 Буева Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений.
— М., 1972.
5
Былеева Л. В. Русские народные игры. — М., 1986.
6 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-М., 1991.
Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001.
7 Кнебель М. О. Поэзия педагогики. — М, 1984. Кузина Н. Заводные игры.
—М., 2001.
8 Куликовская ТА. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению
дикции. — М., 2003.
9 П о н с о в А. Д. Конструкции и технология изготовления театральных
декораций. — М., 1988.
10 Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.
11 Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля.—М.,
1962.
12 Савкова 3. В. Техника звучащего слова. — М., 1998. Станиславский К. С.
Моя жизнь в искусстве. — М., 1954.
13 Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности
дошкольников и младших школьников. — М., 2001. Программа
социальноэмоционального развития дошкольников /Сост. О.Л.Князева. – М.: МозаикаСинтез, 2003.
14 Щеткин А.В «Театральная деятельность в детском саду» М.МозаикаСинтез ,2007
25