Аннотация к рабочей программе воспитателя группы компенсирующей направленности (5-7 лет)
Рабочая программа (далее Программа) разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 271. Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования и федеральной образовательной программой дошкольного образования. Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
‒ Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
‒ Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
‒ Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
‒ Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
‒ Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
‒ федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022" Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", зарегистрирован 27.01.2023 № 72149);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 31 июля 2020 года № 373, зарегистрировано в Минюсте России 31 августа 2020 г., регистрационный № 59599);
- Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 января 2021 года №2).
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28 сентября 2020 года №28).
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373.
- Устав МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 271.
В группу компенсирующей
направленности принимаются дети в возрасте с 5 до 7 лет до прекращения
образовательных отношений. Режим работы группы компенсирующей направленности
определен в соответствии с Уставом МБДОУ. Продолжительность пребывания детей в
группе компенсирующей направленности - 10,5-часовое пребывание с 07.30 до 18.00
часов, исключая выходные и праздничные дни при 5-дневной рабочей неделе. Программа реализуется в течение двух лет пребывания
детей в дошкольной образовательной организации (в старшей и подготовительной
группах).
Комплектование группы компенсирующей
направленности осуществляется после медико-психолого-педагогического
обследования детей на основании заключения
территориальной муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии
МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад Радуга» , которая устанавливает (уточняет)
диагноз и даёт
рекомендации по выбору направлений
коррекционно-педагогической работы с ребёнком, на основании заявления родителей
(законных представителей), приказа заведующего МБДОУ.
Структура Программы в соответствии с требованиями
Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел Программы
включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы,
определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел
Программы включает описание образовательной деятельности по пяти
образовательным областям: социально-коммуникативное развитие; познавательное
развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое
развитие; формы, способы, методы и средства реализации программы, которые
отражают аспекты образовательной среды: предметно-пространственная развивающая
образовательная среда; характер взаимодействия с педагогическим работником;
характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к
другим людям, к себе самому.
Содержательный
раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы,
обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ОВЗ в социум. Программа
коррекционно-развивающей работы: 1.
Является
неотъемлемой частью федеральной адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях группы компенсирующей
направленности. 2.
Обеспечивает
достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала. 3.
Учитывает
особые образовательные потребности обучающихся с ТНР, удовлетворение которых
открывает возможность общего образования. Программа
обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся 5 – 7 лет
в условиях группы компенсирующей направленности. Организационный
раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие
развитие ребенка с ТНР, особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды, федеральный календарный план воспитательной
работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат
в календарном плане воспитательной работы МБДОУ. Объем
обязательной части основной образовательной программы составляет не менее 60%
от ее общего объема. Объем части основной образовательной программы,
формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от
ее общего объема. В соответствии с Программой описание
традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других
социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую
участниками образовательных отношений самостоятельно. Программа также
содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме
педагогической и психологической диагностики развития обучающихся.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей
каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными
ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и
физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей
и интересов.
Задачи Программы:
1.
реализация
содержания АОП ДО;
2.
коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ;
3.
охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе
их эмоционального благополучия;
4.
обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
5.
создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с
педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
6.
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
7.
формирование
общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
8.
формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным
особенностям развития обучающихся с ТНР;
9.
обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
10. обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.